Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

30.08.2023

Автор: Анатолий МАКСИМОВ

Фото: Владимир ЧИЖИКОВ

Город фабрик и «модерна»

Выходные в Подмосковье вполне можно провести в Ногинске на берегу Клязьмы

От Москвы до Ногинска чуть больше 50 километров: час на автобусе от метро «Партизанская» или примерно полтора на электричке. Пусть название Ногинск не вводит вас в заблуждение. У подмосковного городка, названного так в 1930 году в честь известного большевика, первого комиссара торговли и промышленности Виктора Ногина, когда-то работавшего на местной мануфактуре, вообще-то за спиной богатая история, с корнями в прошлое. 

Эти земли на берегу Клязьмы были когда-то вотчиной Великих князей Московских. И впервые упоминаются в духовной грамоте Дмитрия Донского в 1389 году. Места тут, правда, красивые. Город родился из села Рогожи – в старину здесь был ям, почтовая станция на Владимирском тракте, где путешественники меняли лошадей на пути из Москвы во Владимир, Нижний Новгород, Казань. В Москве до сих пор есть площадь Рогожская застава.

Жили неплохо, например, ямщики освобождались от подушной подати, их не брали в рекруты. А после того, как тут остановилась Екатерина II (тоже меняла экипаж), стали еще лучше. Говорят, что ей так тут понравилось, что императрица решила дать селу статус города, получившего название Богородск. А еще иностранного архитектора и правильную, как в Санкт-Петербурге, прямоугольную планировку городских улиц с базарной площадью. Частично она дошла до наших дней. Уже в наши времена Екатерине Великой установили весьма оригинальный памятник на бывшей Базарной (ныне – имени местного большевика Игната Бугрова) площади: маленькая золотая фигурка правительницы на высоченном 11-метровом пьедестале. 

В Ногинске стараются сочетать прошлое с настоящим. Не зря город – административный центр Богородского городского округа Московской области. Как не увидеть в этом отсыл к истории.

d627e700-bd72-492f-9c15-c8d9f2378bd8.jpg
Ногинск смог сохранить свое уникальное лицо – наряду с типовыми советскими многоэтажками тут можно увидеть старинную дореволюционную застройку, деревянную и каменную, разной степени сохранности. Вообще, это любопытный сплав старого уездного города, дореволюционных промзон в стиле модерн и подмосковного благополучия. И новые здания хорошо вписались в сохранившуюся малоэтажную историческую застройку. Ногинск так и называют – городом фабрик и «модерна». 

Местная доминанта – Богоявленский собор в небесных цветах, напоминающий чем-то фрегат, пришвартованный на берегах Клязьмы. Самый красивый вид на него открывается с пешеходного моста через реку. 

Сразу за Клязьмой мы попадаем на площадь Ленина. Здесь нас встречает мемориал глуховчанам – героям фронта и тыла. В 2015-м году его дополнили самолетом Су-27.

2b3ace8c-475e-4a35-a134-0e9f544d14d9.jpg
Есть в городе и еще одна любопытная скульптура – Ленину. Пусть она и весьма скромная, зато это первый памятник Владимиру Ильичу в мире. Он был установлен на следующий день после его смерти. Конечно, скульптуру изваяли не за сутки в спешке. Хотели сделать прижизненную статую, но получилось, как получилось. Изготовлена она была работниками Глуховской мануфактуры (в то время носившей имя Ленина) по их же инициативе.

Город строился в несколько этапов. На конец XVIII – начало XIX веков – это небольшое поселение, застраиваемое по предписанному плану деревянными домами. Проезжавший через Богородск в 1830-м Пушкин писал, что во всем городе, кроме церкви, нет ни одного каменного здания. На втором этапе, начавшемся во второй половине XIX века и достигшем расцвета в начале следующего столетия, в городе, ставшим уже центром уезда, выросли Богоявленский собор, Тихвинская церковь и строились каменные дома. А здание управления культуры в Ногинске так и называют – домом Пушкина, на этом месте стояла почтовая станция, где поэт менял лошадей.

Расцвет города пришелся как раз на вторую половину XIX века. К концу столетия Богородский уезд был самым людным в Московской губернии – его население составляло 212 000 человек, не считая самого Богородска. Для сравнения, согласно данным последней переписи населения 2021 года, в Ногинске проживает 103 000 человек.

В его пригородах – Глухове, Истомкине и Успенском – возникли фабричные производства. В 1842 году представитель знаменитого рода Морозовых – Захар – перенес из Богородска в Глухово фабричные производства, красильно-белильные предприятия и построил новую фабрику. В 1856 году он учредил акционерную компанию «Товарищество Богородско-Глуховской мануфактуры», которая стала одним из крупнейших текстильных предприятий России. Наибольшего расцвета оно достигло при внуке Захара Морозова – Арсении Ивановиче. 

В городе и сейчас, если сойти на станции Захарово, следующей за Ногинском, можно увидеть комплекс Морозовских казарм, состоящий из трех совершенно потрясающих четырехэтажных модерновых домов. Они выстроены из красного кирпича, фасад украшен керамикой. Дома эти – не что иное как общежития для вновь поступивших рабочих Богородско-Глуховской текстильной мануфактуры. В них были и вентиляция, и канализация, общежития могли «похвастаться» и электричеством, и центральным отоплением, ватерклозетами. В подвальных помещениях размещалась общественная прачечная. Имелись холодные шкафы для хранения продуктов. Один из домов остается жилым и сейчас. Если вы были в Орехово-Зуево или в Морозовском городке в Твери, вам эти строения покажутся знакомыми. Это все наследие рода Морозовых.

64fe340a-c786-4208-bc11-80405c3998df.jpg
Недалеко от мануфактуры расположен Черноголовский пруд, на которому «плавают» различные мини-фонтаны и фигурки. Зимой тут катаются на коньках, а летом на берегу устраивают пикники.

Богородское купечество – это, конечно, не только Морозовы. В 1830-м основана шерстяно-ткацкая фабрика Елагина, через год – фабрика Четвериковых, потом – предприятия Шибаевых, Тюляева, Миронова, Брунова, Зотовых.

Ногинск и сейчас считается одним из промышленных центров Подмосковья. Например, тут успешно собирают двигатели Минского моторного завода. 

А еще в городе была такая достопримечательность, как трамвай. Его линию спроектировали до революции, а запустили в 1924-м году. В Подмосковье трамвайное движение было в двух городах, а теперь только в Коломне. В Ногинске оно остановилось 10 лет назад.