Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

13.03.2023

Автор: Анатолий МАКСИМОВ

Фото: Максим ЧИЖИКОВ

Дорога в Лавру

В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре всегда рады гостям


От Москвы до Антарктиды

 Для нас Свято-Троицкая Сергиева Лавра – один из центров православия. У нее 34 подворья по всему миру. Например, в Москве, на Цветном бульваре. Самое дальнее – в Антарктиде. В 2004-м году там был освящен деревянный Троицкий храм для российских полярников. 

А для жителей Сергиева Посада Лавра – еще и градообразующее «предприятие», привлекающее ежегодно десятки тысяч паломников. Жизнь тут кипит даже в рабочий день. Сейчас идет реставрация самого старинного храма лавры – Троицкого (ему в этом году исполняется 600 лет), и самого большого – Успенского. Тут обновляют малые купола собора. Идут ремонтные работы и в Трапезном храме. Но даже сквозь леса видна их красота.

Троицкий собор – центр Лавры. Первая деревянная церковь на этом месте была построена ее основателем, Сергием Радонежским, почти 700 лет назад. Сейчас в каменном соборе находятся его мощи. С XVI века они хранятся в раке, созданной во времена Ивана Грозного. Троицкий собор – один из немногих сохранившихся до наших дней храмов московского зодчества XIV – первой половины XV в.
20230301_110230.jpg

 С южной стороны к Троицкому собору примыкает Никоновская церковь, поставленная над гробом преемника и ученика Сергия – преподобного Никона Радонежского.

Рядом – Серапионова палата. Свое название она получила от имени архиепископа Новгородского Серапиона. В палате находятся надгробия над могилами бывших настоятелей монастыря: Серапиона, митрополита Московского Иоасафа (Скрипицына), крестившего в Троицком соборе Ивана Грозного, и архимандрита Дионисия (Зобниновского), восстанавливавшего монастырь после Смутного времени в начале XVII века. Поэтому она еще называлась «палатой трех мощей» или «трех настоятелей». Всего тут 300 мощевиков- емкостей для хранения частиц мощей: Андрей Первозванного, апостола Павла, частица пояса Пресвятой Богородицы…

Первый интеллигент на Руси

Трапезный храм на момент постройки считался самым большим бесстолпным строением на Руси. Длина трапезной – 510 метров. Храм этот – трехэтажный. На третьем, мансардном, до революции были библиотека и архив. 

Монастыри в средневековой Руси были не только религиозными центрами, но и центрами культуры. Так, со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой связан знаменитый богослов и переводчик Максим Грек. Родившийся в греческом городе Арта Михаил Триволис (это его настоящее имя) получил отличное европейское образование в Италии, а потом принял монашеский постриг на горе Афон. После чего в 1518-м году прибывает в Россию по приглашению московского князя Василия III в качестве переводчика. Он переводил с греческого и древнеславянского Библию, писал толкование к библейским книгам и был одним из самых образованных людей своего времени. 
20230301_110154.jpg

 Не зря Дмитрий Лихачев называл Максима Грека «первым интеллигентом на Руси». Мощи преподобного Максима Грека находятся в Трапезном храме.

Рядом – мощи Антония Радонежского, жившего спустя триста лет после Максима Грека. Он 46 лет был настоятелем обители. До Антония в Троицком соборе на чугунный пол зимой настилали сено, чтобы ногам было не очень холодно. Он сделал храм теплым. При нем появились училище и приют для сирот, богадельня, странноприимная мужская больница. В течение одного дня лавра могла накормить бесплатно до тысячи человек. Традиция угощать паломников до сих пор сохраняется по большим праздникам, например, на Троицу. 

46 поездок Ивана Грозного

Правители Руси любили Лавру. Петр Первый в ее стенах нашел спасение от стрельцов и строптивой сестры Софьи. Но рекордсмен по числу визитов сюда среди правителей – Иван Грозный. 46 раз он приезжал в Лавру. При нем построены Успенский собор, крепостные стены, пожертвовал царь монастырю немало земель.

Правда, освящался Успенский собор уже при его сыне, Федоре Иоанновиче, в 1585-м году. А у его стен находится усыпальница рода Годуновых как память об одной из трагических страниц русской истории – Смутном времени. Борис Годунов тоже много жертвовал обители. В 1594-м году он передал ей 10-тонный колокол, получивший название «Лебедь». Он сохранился до настоящего времени. А вот 30-тонный «Годунов» был уничтожен в 30-е годы прошлого века. 

Колокольня лавры, построенная в XVIII веке, на 11 метров больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Все мы знаем и видели Царь-колокол напротив нее. Но он по своему назначению никогда не использовался – это памятник правлению Анны Иоановны. Настоящий же «Царь-колокол» был в Лавре. Он, увы, не сохранился, в 1930 году его сбросили с колокольни. Нынешний колокол весом 72 тонны отлили в 2003 году в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе. Один его язык весит две тонны. Он самый большой в православном мире. Его «включают» только по самым значимым церковным праздникам, в частности, на Пасху. Звон такой, что воздух дрожит.

До XVIII века роль звонницы выполняла Духовская церковь. Древнее ее только Троицкий собор. Во времена Смутного времени и осады монастыря поляками церковь выполняла роль дозорной башни.

«Церковный Эрмитаж»

Свято-Троицкая Сергиева Лавра – это еще и Московская духовная академия на ее территории. До 1814-го года в этом здании были царские чертоги, где во время визита в монастырь останавливались первые лица государства. Вуз в духовном мире – очень престижный. Сейчас в академии обучается более 1500 студентов со всего мира, среди которых немало девушек. Ведь учат тут не только теологии и богословию, но и церковно-певческому искусству и иконописи. Сердце академии – Покровский храм, где регулярно идут службы. А так, аудитории, столовые – самые обычные, как в любом другом вузе.

20230301_114412.jpg
 А еще в этом здании находится Музей христианского искусства, который еще называют «церковным Эрмитажем». В коллекции более 20 000 произведений искусства: не только иконописи и религиозной живописи, но шитья, книгопечатания, нумизматики. Здесь можно увидеть знаменитый первопечатный «Апостол» типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца 1564 года, Острожскую Библию 1581 года. Многие предметы имеют не только художественную, но и сакральную ценность, как, например, сандалии преподобного Сергия Радонежского.