Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

16.02.2024

Автор: Анатолий МАКСИМОВ

Фото: РАН

Российской науке исполнилось 300 лет

За точку отсчета взят указ Сената от 8 февраля 1724 года об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук»

Вышел он еще в правление Петра I, но до торжественного открытия академии сам император-реформатор не дожил. Оно случилось уже при Екатерине I, в декабре 1725-го. 

Император посещал Французскую академию наук, принимал участие в заседаниях, на одном из которых был единогласно избран почетным членом. Это его впечатлило, и он решил создать нечто подобное и в России. Император много общался и с немецкими учеными, в том числе с математиком, философом, физиком Готфридом Лейбницем. Именно он, как считается, и подсказал императору устройство Академии.

Задумал Петр ее по европейским канонам, но с российской спецификой. Она учреждалась вместе с гимназией и университетом, которые должны были готовить будущих ученых. Последние становились членами академии и получали жалование за обеспечение научно-технического развития государства. 

Первым президентом Академии стал лейб-медик императора Лаврентий Блюментрост. Сын выходца из Саксонии, одного из основателей Аптекарского приказа, он родился в России. При нем в академии были созданы типография, инструментальные мастерские, рисовальная и гравировальная палаты, спроектированы анатомический театр и обсерватория, академические университет и гимназия.  

Первым домом, в котором поселилась РАН, называвшаяся тогда Академией наук и художеств, было здание Кунсткамеры на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Академия состояла из трех «классов». В первом — классе математических наук — ученые занимались математикой, астрономией, навигацией, механикой. Второй класс носил название «естественных наук», где академики изучали физику, анатомию, ботанику и химию. В третьем классе «гуманиоры, истории и права» велись исследования в области риторики, античной и новой истории, естественного и публичного права, политики и этики. Всего в штате Академии наук числилось 11 академиков — в первом и втором классах по четыре, и три — в третьем. Сейчас в РАН их 890 и еще 1226 членов-корреспондентов, и она включает 13 отделений по областям наук.

Поначалу ведущие места в академии занимали иностранные специалисты: математики Якоб Герман, Николай и Даниил Бернулли, Христиан Гольдбах, Леонард Эйлео, физик Георг Бюльфингер, астроном и географ Жозеф Делиль, основатель эмбриологии Каспар Вольф, знаменитый натуралист и путешественник Петр Паллас. В России много было талантливых людей, но им нужны были хорошие учителя. Первым президентом не иностранного происхождения стал Кирилл Разумовский — брат фаворита императрицы Елизаветы, который формально возглавлял академию с 1746 по 1798 г. А с появлением таких людей, как Михаил Ломоносов, ученики опередили своих учителей. В 1803 г. по регламенту в адъюнкты академии стали избираться только русские ученые, а в 1836-м при выборе в академики между иноземцами и соотечественниками предпочтение отдавалось вторым. 

Российская наука трех столетий: это и десятки величайших открытий и прекрасных ученых, и заслуженные Нобелевские премии по физике, химии, медицине, экономике. Дмитрий Менделеев и Иван Павлов, Илья Мечников и Владимир Вернадский, Лев Ландау и Петр Капица, Игорь Курчатов и Юрий Харитон, Жорес Алферов и Виталий Гинзбург – их имена знает весь мир, и никакие санкции и запреты не в состоянии отменить их открытия.

За почти 300-летнюю историю академия не раз переживала потрясения, в том числе и политические, но она существовала и в Российской империи, и в Советском Союзе и современной России. Такого спектра научных установок класса мегасайенс, как у России сегодня, нет ни у одной страны мира. Это уникальные возможности и для наших ученых, и для исследователей из других стран, которых мы приглашаем к сотрудничеству. 

В 2024 году ожидается прорыв во многих научных сферах: запуск двух крупных установок – коллайдера NICA в Дубне и источника синхротронного излучения СКИФ в Новосибирске, развитие квантовых вычислений и продолжение работ по созданию центра протонной терапии в Москве, ожидание новых астрономических результатов. А еще медико-биологические исследования в области космонавтики, управление группами роботов и экономический анализ возможности технологической независимости.

Самое тесное сотрудничество сейчас связывает Российскую Академию наук с НАН Беларуси. А как может быть иначе, ведь мы выходцы из единой советской научной среды. Сегодня 18 членов НАН Беларуси являются членами РАН. В свою очередь, 9 членов Российской Академии наук – члены НАН Беларуси, в том числе и Президент РАН Геннадий Красников. 

За последние 20 лет совместно было реализовано 19 программ Союзного государства в научно-технической сфере. Из них 7 – в области космических исследований и информационно-космических технологий. По четыре программы пришлось на высокопроизводительные системы и обработку информации, а также биотехнологии. Две программы реализованы в агропромышленном секторе и лазерно-оптических технологиях.

Именно благодаря сотрудничеству с Россией Беларусь в 2012 году вывела на орбиту свой первый спутник, став космической державой.
Одним из важнейших направлений работы по союзным программам стало сотрудничество белорусских ученых с российскими коллегами в создании суперкомпьютеров и технологий обработки информации для них.

У Беларуси и России сохраняется большой потенциал взаимодействия в научной сфере. Об этом заявил президент Российской академии наук Геннадий Красников:  

– Сегодня мы живем в условиях революционных изменений во многих областях науки. Сейчас мы прогнозируем бум в области нейронных сетей. Они входят во все сферы жизнедеятельности.   

С ним согласен и президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук:   

– Междисциплинарность становится важнейшей основой перехода к новому технологическому укладу, основанному на природоподобных технологиях. Сейчас очень модны нейросети, но мы должны понимать, что для цифровизации большое значение имеет обеспечение энергией, – заявил он.

Благодаря сотрудничеству с Россией специалисты из Беларуси имеют возможность работать на установках мегакласса. Ученые НАН участвуют и в строительстве ускорителя NICA Объединенного института ядерных исследований в Дубне.

Недавно на Высшем Госсовете СГ была подписана Стратегия научно-технологического развития Союзного государства на период до 2035 года.

– Это фундамент для обеспечения нашей конкурентоспособности, технологического суверенитета, новых программ вузовских подготовки специалистов. И самое главное, это возможность экономить средства для того, чтобы те фундаментальные исследования, которые мы можем проводить, объединив усилия, не дробились усилиями Беларуси и России, институтов и научных центров, – считает Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев.