Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

13.01.2012

Россияне заинтересовались белорусским швейным бизнесом

Девальвация национальной валюты помогла белорусской легкой промышленности выйти из кризиса. Производить стало настолько выгодно, что белорусов на их территории стали теснить российские предприниматели.

Девальвация национальной валюты помогла белорусской легкой промышленности выйти из кризиса. Производить стало настолько выгодно, что белорусов на их территории стали теснить российские предприниматели.

Как отмечают "Московские новости", швейному бизнесу Беларуси девальвация пошла только на пользу. Благодаря обесцениванию белорусского рубля в отрасли резко упали зарплаты. Если в 2010 году заработок швеи был эквивалентен в среднем 300 долларов, а модельера-конструктора 1000–1500 долларов, то теперь он стал в 2,5 раза меньше. Подешевели также электроэнергия и коммунальные услуги, упал в цене и бензин.

Большая часть частного швейного бизнеса сосредоточена в Бресте, где работает более 400 зарегистрированных фирм. Еще около сотни — нелегальных. Есть также производства в Гродно. Почти все они занимаются пошивом женских юбок, блузок, платьев и белья. И почти все они сбывают свою продукцию через посредников на рынках в Москве. Дело прибыльное: оптовая цена одного предмета одежды примерно вдвое выше его себестоимости, рассказывает руководитель одного из брестских швейных предприятий. По его словам, смысла в освоении других рынков сбыта почти никто не видит. Частники рассказывают, что спрос в прошлом году вырос примерно на 30–50%. Продажи буквально подскочили после провального из-за дымного лета 2010-го. "Сейчас у нас пора везения", — говорит владелец одной из гродненских компаний, по его словам, "не востребованы там только те, кто не умеет соблюдать никакие стандарты качества".

Производством и поставками трикотажа на российский рынок занимаются не только частники, но и госпредприятия. Самое крупное из них концерн "Беллегпром" заявляет, что в 2012 году рассчитывает увеличить экспорт на 10% по сравнению с 2011-м. Оптимизм внушают успехи минувшего года. Статистика по его итогам пока недоступна, но только за январь–июнь 2011 года Беллегпром увеличил экспорт товаров на 21,2% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года — до 333,5 млн долларов. Как пояснили в концерне "МН", в расчет берется также начало работы в Едином экономическом пространстве. "Планируем увеличивать поставки своей продукции не только в Россию, но и в Казахстан", — отмечают в концерне.

Планы Беллегпрома выглядят вполне реальными, хотя госпредприятию в чем-то приходится труднее, чем частным компаниям. Ткань частники закупают мелкими партиями главным образом напрямую в Турции или через посредников в России и Украине. Фурнитура почти полностью привозится из России. "Даже не выстраивая сложную корпоративную структуру и не занимаясь постоянной оптимизацией бизнеса, можно достигать очень и очень неплохой рентабельности", — говорит предприниматель из Гродно Алексей. "Маржа позволяет. Зарплата швеи в кризис упала до 100 долларов в месяц, ткани можно использовать и дешевые, затрат на разработку новых моделей никаких. Заказчики в России сами дают образцы, которые хорошо продаются, и размещают заказы", — рассказывает он. С доставкой товара у частников в отличие от Беллегпрома тоже проблем не возникает. Этим на небольших коммерческих автобусах занимаются частные перевозчики. За доставку одной единицы товара в Москву берут обычно 0,5–1 долларов. Это 1–3% от конечной стоимости товара на московском рынке. Концерн не может пользоваться услугами полулегальных перевозчиков, ему приходится использовать собственный транспорт, что обходится дороже.

Единственная головная боль белорусских швейников — желание раскрутившихся на торговле россиян заняться теперь и производством товара в Беларуси. Таких "заезжих" бизнесменов в Бресте и Гродно становится все больше, что легко объяснимо. Отрасль структурирована, квалифицированный персонал есть, оборудование можно купить на месте. В то же время в результате кризиса много компаний разорилось, и они теперь готовы продать свои станки зарубежным инвесторам. А трудовая дисциплина белорусов сильна, несмотря на низкие зарплаты.

Организация небольшого производства по пошиву одежды, способного производить несколько тысяч единиц продукции, стоит 100–150 тыс. долларов. При налаженном сбыте инвестиции окупаются за год-полтора. "Многие из тех россиян, кто раньше ездил к нам просто за товаром, теперь собираются заняться и производством, — рассказывает брестский предприниматель Владимир. — Боимся, что начнут переманивать ценные кадры — конструкторов-модельеров, специалистов по обслуживанию оборудования. А конкуренции не боимся: спрос такой, что работы хватит на всех".

По материалам «Ежедневник»