Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

25.01.2012

Тройственный союз

С нового года Беларусь, Россия и Казахстан официально живут по правилам ЕЭП: никаких ограничений, барьеров и торговых войн. И хотя первый год функционирования ЕЭП не показательный, это скорее некий переходный период, уже сегодня можно уверенно говорить о том, что полная свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, обеспечение равноправной конкуренции открывают неограниченные возможности для развития экономик трех стран. Но как это затронет повседневную жизнь людей? Как обретенные преимущества конвертируются в конкретные блага?

С нового года Беларусь, Россия и Казахстан официально живут по правилам ЕЭП: никаких ограничений, барьеров и торговых войн. И хотя первый год функционирования ЕЭП не показательный, это скорее некий переходный период, уже сегодня можно уверенно говорить о том, что полная свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, обеспечение равноправной конкуренции открывают неограниченные возможности для развития экономик трех стран. Но как это затронет повседневную жизнь людей? Как обретенные преимущества конвертируются в конкретные блага?

О выгодах этого партнерства говорилось много. Для наших производителей свободный доступ на 170-миллионный рынок ЕЭП нечто большее, чем просто рост товарооборота. Эксперты Евразийского банка развития подсчитали: именно Беларусь получит от этой интеграции самый высокий долгосрочный экономический эффект -- 15 процентов ВВП. В то время как для Казахстана этот эффект составит 4 процента, а для России всего 2 процента. По словам аналитика банка Евгения Винокурова, такая разбежка объясняется тем, что Россия имеет гораздо большую по размерам экономику, чем остальные участники, а в Казахстане значителен объем сырьевого экспорта. Беларусь же по-прежнему слывет сборочным цехом, где производится широкая гамма товаров: от продуктов питания, одежды и обуви до грузовиков и сложной электроники. И все это идет нарасхват на рынках наших партнеров. В реальной жизни рост экспорта -- это новые рабочие места, увеличение доходов в бюджет и, как следствие, общее повышение уровня жизни.

-- Выгоды от Таможенного союза мы уже получаем, -- напоминает начальник управления информации МИД Беларуси Андрей Савиных. -- Экспорт в Россию вырос на 60 процентов, а товарооборот с Казахстаном в пять раз. А ведь мы только начали. Да, по автомобилям мы проиграли, зато выиграли в цене на энергоносители и доступе наших товаров на рынки России и Казахстана. А в конечном итоге это сказывается на наших зарплатах.

Благодаря соглашениям с Россией в сфере энергетики в этом году Беларусь будет платить за природный газ не 380, а 165 долларов за тысячу кубометров. А ведь именно от стоимости газа во многом зависят тарифы на коммуналку, стоимость продуктов и товаров. Например, в цене обычных овощей из теплицы почти третью часть занимает стоимость природного газа. Стало быть, есть все основания полагать, что резких скачков цен на товары и услуги в этом году не будет. К тому же удешевление энергоносителей для предприятий позволит им направить больше средств на модернизацию производства и повышение зарплаты своим сотрудникам.

Упрощению доступа белорусских товаров на рынки стран-партнеров будет способствовать соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования. Раньше, допустим, на молоко у каждой страны был свой техрегламент, определяющий качество продукта, допустимый уровень добавок и так далее. Это часто становилось поводом для различных торговых конфликтов. Теперь техрегламенты будут у всех одинаковыми.

Конечно, стирание всяких границ и барьеров объективно ведет к увеличению числа игроков на рынке и росту конкуренции. К тому же ЕЭП открывает дорогу для экспансии на наш рынок не только россиян и казахстанцев, но и компаний из других стран. В связи с этим руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико не исключает закрытия производств, которые окажутся неконкурентоспособными по сравнению с аналогичными зарубежными предприятиями. Взамен появится продукция конкурентов, которая будет иметь более низкую цену, что выгодно потребителям.

-- В странах ЕЭП не только должно повыситься качество продаваемых товаров из-за роста конкуренции, но и в идеале должна снизиться цена на них, -- пояснил завотделом Беларуси Института стран СНГ Александр Фадеев. По его словам, часть товаров, поставляемых странами ЕЭП друг другу, должна подешеветь. Ведь раньше проблема была в высокой стоимости перевозки из-за больших расстояний. С унификацией тарифа на железнодорожную перевозку и отменой погранконтроля торговать станет проще и выгоднее.

С расширением рынка Беларусь становится более привлекательной для иностранных инвесторов. В этом году в стране уже стартовали сразу несколько крупных проектов. Например, Белорусский металлургический завод вместе с итальянской и австрийской компаниями создали совместное предприятие по финишной отделке труб. Продукция рассчитана на нефтегазовую промышленность. Мощность нового производства -- около ста тысяч тонн в год. Не менее интересный проект намерен реализовать и австрийский деревообрабатывающий холдинг «Кроноспан Хай Технолоджиз». Он открывает на территории СЭЗ «Могилев» производство специальной бумаги для ламинированных напольных покрытий, плит и декоративной бумаги.

-- ЕЭП -- это мост между набирающими силу новыми экономиками в Азии и Евросоюзом, -- объясняет декан экономического факультета БГУ, профессор Михаил Ковалев. -- И этот мост надо использовать на полную силу. Беларусь граничит сегодня с тремя государствами ЕС, что дает нам возможность зарабатывать миллиарды долларов на логистике. Вне всякого сомнения, пойдут инвестиции в эту отрасль, и они уже идут. Очевидно, что Суэцкий канал не выдерживает гигантские потоки китайских товаров в Европу, и Евразийский банк развития и многие другие субъекты планируют расширять транспортные коридоры, строить здесь мощные логистические центры для того, чтобы часть китайских грузов «замкнуть» через евразийское пространство на Европу.

Случайно или нет, но начало функционирования ЕЭП совпало по времени с появлением новых заявлений о возможном введении единой валюты на территории Беларуси и России. Но, во-первых, если уж говорить о валютной унификации, то теперь придется брать в расчет и Казахстан, который сегодня вряд ли готов к переходу на столь высокий уровень интеграции. Во-вторых, переходить к единой денежной единице в принципе еще преждевременно, поскольку, говоря образно, еще не выстроены стены и крыша общего дома.

Решение должно быть взвешенным и обдуманным, считают эксперты.

-- В ведя единую валюту в ЕЭП, можно снизить издержки на обменные процедуры. Сокращая данные расходы, можно увеличить и рост ВВП, -- отмечает заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Сергей Кизима. -- Но у единой валюты есть и серьезные недостатки. Когда объединяешь экономики разного уровня и разной специализации, то, естественно, страдает самая уязвимая из них. Среди стран -- участниц ЕЭП наиболее уязвимая экономика у Беларуси, не имеющей огромных природных ресурсов, которые можно экспортировать и за счет этого решать все возникающие проблемы. При наличии собственной валюты возникшие проблемы в экономике можно решить за счет высокой инфляции, сохранив рабочие места и действующие производства, что и произошло в Беларуси в 2011 году. Но при наличии единой валюты с другими странами такой путь уже проблематичен.

Тем не менее, плюсов у экономической интеграции гораздо больше, и вполне закономерно, что к вступлению в ЕЭП примеряются новые потенциальные участники. Наиболее вероятным кандидатом сегодня выглядит Кыргызстан. Но для этого Бишкеку придется решить одну большую проблему, а именно наладить собственное производство товаров для новых рынков. Ведь сейчас 90 процентов заработка граждан Кыргызстана -- это реэкспорт китайских товаров, что совсем неприемлемо для Казахстана, России и Беларуси, отстаивающих интересы собственных производителей. В Бишкеке понимают щепетильность сложившейся ситуации и надеются за три-четыре года довести уровень собственного производства в товарной массе до 30-40 процентов, прежде всего за счет дешевой рабочей силы и электроэнергии.

Выгоду от возможной интеграции в ЕЭП сейчас подсчитывает и Украина. Российские власти «кнутом и пряником» пытаются заманить украинцев на единую экономическую территорию. Например, сейчас Украина покупает энергоносители у России по рыночной цене, с учетом всех пошлин. Получается примерно 450 долларов за тысячу кубов, и эта сумма становится все более неподъемной для Киева. Одновременно Украине дали понять, что, если она будет упрямиться и настаивать на зоне свободной торговли с Евросоюзом, Россия примет меры по защите своего рынка.

Между тем эксперты Евразийского банка развития подсчитали, что потенциальный экономический эффект от вступления Украины в ЕЭП может привести к увеличению платежного баланса страны минимум на 6 миллиардов долларов в год.

Впрочем, многие аналитики настроены оптимистично, полагая, что в перспективе ЕЭП, а потом и Евразийский союз неизбежно пополнятся новыми участниками. По мнению политолога Сергея Маркова, кроме Кыргызстана и Украины в будущем к Евразийскому союзу могут присоединиться также Армения, Молдова, Таджикистан, Азербайджан. Получится мощнейший рынок в 300 миллионов потребителей. Этот процесс, считает эксперт, обусловлен тем, что России нужны союзники на постсоветском пространстве для того, чтобы стать более значимым игроком и иметь шанс на возрождение в качестве альтернативного центра влияния. А это в свою очередь позитивно скажется на всех участниках интеграции.