Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

01.02.2012

29 ноября 2011 года состоялся круглый стол "Трудовые и социальные права граждан союзного государства" (Фото)

В рамках экспертно-медийного тура, организованного по поручению Постоянного Комитета Союзного государства Беларуси и России, в Смоленской области состоялся круглый стол на тему: «Трудовые и социальные права граждан Союзного государства». Основным поводом проведения мероприятия стала необходимость экспертного обсуждения вопросов, касающихся уравнивания и соблюдения трудовых и социальных прав россиян в Белоруссии и белорусов в России, без чего невозможно полноценное развитие Союзного государства.

В рамках экспертно-медийного тура, организованного по поручению Постоянного Комитета Союзного государства Беларуси и России, в Смоленской области состоялся круглый стол на тему: «Трудовые и социальные права граждан Союзного государства». Основным поводом проведения мероприятия стала необходимость экспертного обсуждения вопросов, касающихся уравнивания и соблюдения трудовых и социальных прав россиян в Белоруссии и белорусов в России, без чего невозможно полноценное развитие Союзного государства.

Мероприятие, в котором приняли участие представители государственной власти и бизнеса обеих стран, прошло 29 ноября в конференц-зале Смоленской торгово-промышленной палаты. Одним из ключевых вопросов повестки дня стал вопрос создания единой пенсионной системы и обеспечения равных социальных прав для граждан России и Белоруссии на интегрированном экономическом пространстве.

Общий тон обсуждению особенностей социальной политики союзного государства задал доклад начальника Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области Станислава Каширина, который рассказал присутствующим о современных тенденциях на рынке труда области. По его словам, на сегодняшний день ситуация характеризуется как спокойная, чему в значительной степени способствовали региональные Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда и Программа Содействия занятости населения области. Их реализация позволила замедлить темпы высвобождения работников предприятий: в 2009 году эта цифра составила 9,2 тыс. человек, в 2010 году - 6,3 тысячи человек (69% к 2009 году), а с начала нынешнего года уволено 4,6 тыс. работников (85% к аналогичному периоду прошлого года). Чаще всего сокращения персонала происходят в учреждениях государственного управления, обеспечения аварийной безопасности и на обрабатывающих производствах.

В то же время, перед многими предприятиями области остро стоит проблема нехватки кадров, особенно высококвалифицированных специалистов и рабочих. Наибольшую потребность в кадрах испытывают отрасли промышленности, образования, торговли и общественного питания, строительство, транспорт и связь, сельское хозяйство. Остро ощущается нехватка врачей практически всех специальностей. По словам Станислава Каширина, основная проблема, с которой сталкивается рынок труда при решении этих вопросов, состоит в дисбалансе профессионально-квалификационной системы спроса и предложения на рабочую силу. Это означает, что работодатели нуждаются в основном в рабочих профессиях, тогда как на учете состоят, как правило, те, кто имеет среднее и высшее профессиональное образование. Руководитель департамента подчеркнул, что реальная возможность разрешить эту ситуацию – привлечение высококвалифицированных специалистов из Беларуси.

Одним из рычагов достижения этой цели служит региональная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная постановлением Администрации Смоленской области от 07.06.2010. Как заметил Каширин, в рамках этого документа Смоленская область тесно сотрудничает с Республикой Беларусь, что уже дало первые результаты. На сегодняшний день подано 12 заявок от желающих работать на территории РФ, из которых 7 рассмотрены положительно. Этим рабочим предоставлено по 60 тысяч рублей в качестве подъемного капитала и по 20 тысяч рублей на каждого члена семьи. «В целях дальнейшего укрепления сотрудничества в сфере занятости населения мы полагали бы целесообразным заключить соответствующее соглашение о взаимодействии на рынке труда со службами занятости соседних с нами областей Республики Беларусь – Могилевской и Витебской», – подчеркнул он.

С вопросами соблюдения норм Договора между государствами о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006, а также уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в период работы граждан РБ на территории России собравшихся за «круглым столом» ознакомили заместители управляющего Отделения Пенсионного фонда России по Смоленской области Светлана Болычевская и Елена Корнеева. Так, Светлана Болычевская в своем выступлении рассказала, как начисляются страховые взносы в отношении иностранного гражданина, работающего в области. По ее словам, застрахованными по ОПС и, соответственно, обладающими правом начисления в их пользу страховых взносов, являются те лица, которые постоянно или временно проживают на территории России, а временно пребывающие – нет.

Сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в области социального обеспечения регулируется соответствующим Договором. Одним из пунктов этого документа является соблюдение норм обязательного социального страхования лиц, проживающих на территориях Российской Федерации и Республики Беларусь и являющихся их гражданами. На временно пребывающих граждан положения Договора не распространяются, соответственно, их правовое положение регулируется нормами российского законодательства. При этом Светлана Болычевская отметила, что законодательство о страховых взносах и об обязательном пенсионном страховании в отношении граждан Союзного государства уже видоизменяется. Нормы о неначислении страховых взносов на суммы выплат в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ, предусматривают исключения, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Нововведения в законодательстве расширяют круг лиц, признаваемых застрахованными. К ним будут относиться иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ и работающие по трудовому договору. Таким образом, уже с 1 января 2012 года иностранные граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, и за них работодатели будут производить уплату страховых взносов при условии, что работа осуществляет по трудовому договору, заключенному на срок не менее 6 месяцев.

Елена Корнеева коснулась норм двустороннего Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения. Одно из положений этого документа предоставляет жителям Беларуси, имеющим трудовой стаж в обоих государствах, право получать российскую пенсию у себя в стране и наоборот. По данным чиновника, количество претендентов на установление пенсий по пропорциональному принципу либо с учетом норм федерального законодательства постоянно растет. На сегодня количество обратившихся за пенсионными выплатами составляет 415 человек.

С момента вступления в силу Договора областными органами ПФР рассмотрено 366 заявлений от граждан, проживающих в Республике Беларусь и изъявивших желание получать пенсию или ее часть по нормам документа. При этом Корнеева особо подчеркнула, что из общего количества назначенных пенсий 228 человек (или 68%) выбрали вариант пенсионного обеспечения по российскому законодательству как более выгодный и только 109 человек захотели получать часть пенсии за российский стаж. Есть и небольшое количество россиян, которые посчитали более прибыльным получать пенсию за стаж работы, протекавший на территории Беларуси после 12.03.1992г. Территориальными органами ПФР подготовлены и направлены в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь 23 формуляра о назначении пенсии таким гражданам. Говоря об основных причинах отказа в назначении пенсии, Елена Корнеева отметила, что, как правило, они заключаются в отсутствии права на назначение пенсии с учетом страхового стажа после 2002 года. Однако, по словам чиновника, в настоящее время в Совете Федерации РФ находится на рассмотрении законопроект, согласно которому с 1 января 2012 года страхователь все же будет производить такие начисления.

Говоря о проблемах, с которыми чаще всего сталкиваются граждане Союзного государства и по разъяснению которых они чаще всего обращаются в посольства России и Беларуси, н ачальник отдела социальной политики Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Иван Янович отметил, что наряду с пенсионным вопросом особо остро стоит вопрос оказания медицинской помощи. Дело в том, что с 1 января 2010 года российские работодатели перестали отчислять деньги в фонды обязательного медицинского страхования и Пенсионный. Таким образом, белорусы, работающие в России, в одночасье остались без пенсий и медицинского обслуживания. После обращений Постоянного Комитета Союзного государства в Минздравсоцразвития РФ этим ведомством было подготовлено специальное разъяснительное письмо в адрес государственных муниципальных учреждений здравоохранения России. Вместе с тем, подчеркнул Иван Янович, необходимо оперативно и согласованно решать и другие проблемы – от ведения статистики миграции из Беларуси в России и наоборот до вопросов постановки на учет в детскую поликлинику по месту временной регистрации маленьких граждан Беларуси, родившихся в РФ.

От белорусской стороны свой доклад к заседанию круглого стола представил заместитель начальника управления внешней трудовой миграции, беженцев и убежища Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь Александр Татура. Особое внимание он уделил новациям законодательства страны в сфере внешней трудовой миграции. Как было отмечено в докладе, в настоящее время в республике созданы определенные условия для цивилизованного экспорта и импорта рабочей силы, сформирована необходимая законодательная база в данной сфере. Это, прежде всего, Закон «О внешней трудовой миграции» и Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Уже сейчас в Республике вместо лицензий введены разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. При этом в сфере трудоустройства за границей содействие и защита оказываются не только гражданам Беларуси, но и иностранцам без гражданства, постоянно проживающим на территории страны.

Таким образом, работа ведомства ведется по двум направлениям: трудоустройство граждан за пределами Республики и привлечение в страну иностранной рабочей силы. Рассказывая о первом направлении, Татура отметил, что с недавнего времени трудоустраиваться за границей можно либо самостоятельно, либо при содействии юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение на осуществление соответствующей деятельности. За границей защита прав трудящихся-эмигрантов осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства и международными договорами. В случае необходимости, практическую помощь также окажут и белорусское посольство или консульство в этой стране. Кроме того, во многих странах имеются представительства Международной организации по миграции, открыты горячие информационные линии и консультационные центры общественных организаций по защите прав и интересов потерпевших.

Развитие второго направления, по словам Татуры, предполагает, что точно так же, как и граждане Беларуси за границей, иностранцы, не имеющие разрешений на постоянное проживание в стране, могут трудоустраиваться к нанимателю Республики Беларусь не только самостоятельно, но и при содействии сторонних лиц. Для этого им необходимо заключить трудовой договор и получить специальное разрешение, которое выдается по ходатайству нанимателя Республики Беларусь. При этом Совет Министров Республики Беларусь может устанавливать квоты на привлечение в страну иностранцев для осуществления трудовой деятельности на ее территории. Это может быть обусловлено различными причинами – государственными интересами, ситуацией на рынке труда Белоруссии, приоритетностью прав граждан и иностранцев и т.д.

Для отображения «миграционных» реалий Республики Александр Татура привел статистические данные по потокам выезжающих из страны трудовых эмигрантов в ближнее и дальнее зарубежье. Согласно данным чиновника, в 2010 году таковых было 5066 человек, а в январе-сентябре 2011 года – 4565 человек. Основными направлениями трудовых эмигрантов являются: Россия (3213 человек), США (1259), Польша (292) и Германия (130) и другие страны. При этом за тот же период 2011 года в Беларусь на работу по контракту прибыло 6677 человек, а в 2010 году – 6816 человек. В большинстве своем это украинцы, узбеки, молдаване, армяне, литовцы, турки, китайцы и другие. Преимущественно, они находят себя в качестве строителей, сельскохозяйственных рабочих, на должностях руководителей, в качестве тренеров, поваров и других специалистов.

Александр Татура в своем докладе отметил, что, по его мнению, принятие и реализация нового Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» будет способствовать существенному совершенствованию деятельности органов государственного управления, субъектов хозяйствования, физических лиц и других заинтересованных, задействованных в регулировании процессов внешней трудовой миграции в Республике Беларусь.

От Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь свой доклад представила старший инспектор отдела внешней трудовой миграции Наталья Катикова. В своем докладе она коснулась вопросов регулирования трудовой миграции в рамках Союзного государства. Сейчас уже разработан ряд документов, ориентированных на решение этих задач. Среди них:

- Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантиях»;

- Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «О равных правах» от 25 декабря 1998 г. (вступил в силу 22 июля 1999 года);

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1993 г. № 832 «О мерах по регулированию внешней трудовой миграции».

Согласно этим законопроектам, без легализации признаются документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан. Кроме того, иностранцы, осуществляющие трудовую деятельность на территории одного из двух государств, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства. При этом взаимоотношения между работником и работодателем регулируются трудовым договором в соответствии с законодательством о труде государства трудоустройства.

Все вопросы, связанные с трудоустройством, по информации Натальи Катиковой, соответствуют законодательству принимающей стороны. Именно его нормы учитываются при определении возраста, с которого допускается прием граждан на работу, исчислении трудового стажа, установлении льгот и компенсаций, на которые может рассчитывать работник, при его высвобождении, а также назначении всех видов пособий и выплат в случаях временной нетрудоспособности и других ситуациях.

Также в своем докладе Наталья Катикова осветила ряд аспектов по соглашениям, регулирующим вопросы трудовой миграции, которые были подписаны 19 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге. Это Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств и Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей. Республика Беларусь ратифицировала их 28 декабря 2010 г. «Основной новацией подписанных Соглашений является то, что после вступления их в силу (с 1 января 2012 года) разрешительные документы для осуществления трудовой деятельности граждан государств-участников Соглашений на территории договаривающихся сторон не потребуются», - отметила Наталья Катикова.

***

Подводя итог работе круглого стола «Трудовые и социальные права граждан Союзного государства», его участники сошлись во мнении, что сегодня на трудовом рынке России и Беларуси существуют следующие проблемы, для решения которых реализуется комплекс организационно-правовых мер:

1. Напряженность на рынке труда Смоленской области, существующая и по сей день

В рамках решения это проблемы областные органы власти разработали и приняли Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Смоленской области и Программу Содействия занятости населения Смоленской области. Это позволило стабилизировать ситуацию и уменьшить в разы показатели по безработице и замедлить темпы высвобождения работников предприятий.

2. Нехватка высококвалифицированных рабочих кадров, дисбаланс в профессионально-квалификационной системе спроса и предложения на рабочую силу

Потребность работодателей области на 78% состоит из вакансий по рабочим профессиям. Однако, 49,8% безработных граждан, состоящих на учете, имеют среднее и высшее профессиональное образование. В качестве решения этой проблемы было предложено привлекать к работе в области высококвалифицированных специалистов из Республики Беларусь, в т.ч. с предоставлением жилья. Для этих целей была разработана региональная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная постановлением Администрации Смоленской области от 07.06.2010 № 336. В рамках этой Программы Смоленская область тесно сотрудничает с Республикой Беларусь.

Кроме того, на заседании круглого стола была озвучена идея заключения аналогичного соглашения взаимодействии на рынке труда со службами занятости соседних областей Республики Беларусь – Могилевской и Витебской.

3. Защита национального рынка труда Республики Беларусь от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы и смягчение ситуации на внутреннем рынке труда

В рамках решения этой проблемы в республике принят рад документов, регулирующих потоки внешних трудовых мигрантов. Кроме того, с учетом государственных интересов и прав жителей республики на труд, Совет Министров Республики Беларусь может устанавливать квоты на привлечение иностранцев для осуществления трудовой деятельности.

Смягчить ситуацию на внутреннем трудовом рынке предполагается за счет трудоустройства белорусских граждан за границей. При этом, за границей содействие и защита оказываются не только гражданам Республики Беларусь, но и иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории страны.

4. Обеспечение равных трудовых прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на территории обоих государств

Вопросы трудоустройства граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь регулируются рядом правовых документов, в соответствии с которыми действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан обоих государств не применяется. В них также прописано, что иностранные рабочие имеют равные права с гражданами страны в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Кроме того, 19 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге подписаны два соглашения, согласно которым с 1 января 2012 года разрешительные документы для осуществления трудовой деятельности граждан государств-участников Соглашений на территории договаривающихся сторон не потребуются.

5. Вопросы уплаты страховых взносов на ОПС и ОМС в отношении трудовых мигрантов из Республики Беларусь

Вопросы уплаты страховых взносов в отношении иностранных рабочих на территории РФ регулируется Соглашением между РФ и РБ об обеспечении равных прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства от 24.01.2006г.

На сегодняшний день граждане Республики Беларусь, имеющие статус временно пребывающих, не являются застрахованными лицами в системе ОПС РФ. Для разрешения ситуации внесены поправки в законодательство о страховых взносах и об обязательном пенсионном страховании, вступившие в действие с 1 января 2012 года. С этой даты иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ, подлежат обязательному пенсионному страхованию и за них работодатели обязаны производить уплату страховых взносов при условии заключения договора с работодателем на срок более 6 месяцев.

6. Начисление пенсии и иных выплат за стаж, приобретенных в период работы на территории союзных стран

Согласно действующему законодательству, граждане РФ и Республики Беларусь, имеющие трудовой стаж в обоих государствах, обладают правом выбора системы, по которой они будут получать пенсию, – по российской или белорусской. При этом гражданин может получать лишь часть пенсии за стаж, приобретенный в союзной стране. Сотрудники Отделения и территориальных органов ПФР дают многочисленные консультации лицам, обращающимся за получением разъяснений по применению норм Договора и уточнения более выгодного варианта их пенсионного обеспечения. Такая работа проводится постоянно.

***

Участники «круглого стола» отметили, что решение данных вопросов будет способствовать дальнейшему развитию российско-белорусских отношений на приграничных территориях, усилению кадрового и производственного потенциала обоих государств, интенсификации интеграционных процессов, позволяющих вывести социальную политику в рамках Союзного государства на качественно новый уровень, отвечающий всем вызовам современности.