Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

29.07.2011

Бензин в России становится дефицитом

Российские эксперты бьют тревогу. Апрельский коллапс, когда ряд регионов страны столкнулся с нехваткой бензина, может повториться в ближайшее время. Как отмечают независимые отраслевые аналитики, ползучий рост цен на топливо – 4-5 коп. за литр в неделю – наблюдается уже сегодня. А его дефицит – реальная проблема, которую необходимо решать безотлагательно.

Российские эксперты бьют тревогу. Апрельский коллапс, когда ряд регионов страны столкнулся с нехваткой бензина, может повториться в ближайшее время. Как отмечают независимые отраслевые аналитики, ползучий рост цен на топливо – 4-5 коп. за литр в неделю – наблюдается уже сегодня. А его дефицит – реальная проблема, которую необходимо решать безотлагательно.

По данным мониторинга, который постоянно ведет информационно-аналитический центр (ИАЦ) «Кортес», нефтепродукты на АЗС в среднем по России за прошедшую неделю подорожали на 5 коп. Бензин марки АИ-80 стоит теперь 23,8 руб., АИ-92 – 25,56 руб., АИ-95 – 27,29 руб. за литр. На взгляд рядового потребителя, привыкшего к куда более значительным скачкам, ситуация вроде бы нормальная. Однако успокаиваться рано, делает вывод «Независимая газета».

Президент Российского топливного союза Е.Аркуша назвал три фактора, которые привели к повышению цен и росту бензинового дефицита. «Во-первых, достаточно резко была повышена налоговая нагрузка на нефтепродукты. Это увеличение акцизов на бензин и дизельное топливо. Сказалось и увеличение налогов на фонд оплаты труда за счет изменения страховых взносов в целом по стране, но это коснулось и нашей отрасли», – пояснил Е.Аркуша. Во-вторых, считает эксперт, введение с 1 января повышенных требований в технический регламент оказало влияние на рынок. «Наверное, регуляторы понимали, что переход на производство бензинов класса не ниже Евро-3 будет возможен не для всех компаний. Однако масштабы негативных последствий этой меры были поняты только к концу апреля», – уточнил аналитик.

Есть и еще один, менее существенный момент, полагает специалист. Однако и он добавил «масла в огонь». «В свое время настояли на том, чтобы вертикально интегрированные компании снизили цены на топливо на розничном рынке, и это было выполнено. Но снижение было непропорционально оптовым ценам. Прибавившийся к этому мировой рост цен на нефть повлек за собой общие проблемы с ценообразованием на топливо», – считает Е.Аркуша. По его словам, это заставило компании направить свои продажи на экспорт. Что привело к дефициту на внутреннем рынке.

Эти три фактора, пишет интернет-ресурс « Newsland . ru », привели к тому, что с февраля стали резко уменьшаться запасы топлива на заводах и нефтебазах. «Если раньше запасы всегда достигали 60, а то и 90 дней ежедневной реализации, то к концу марта - началу апреля они достигли всего нескольких дней», – уточнил Е.Аркуша. При этом подчеркнув, что только к концу апреля были поняты эти причины. И как экстренная мера для выравнивания ситуации было принято решение по повышению экспортных пошлин. Что позволило перенаправить объемы топлива на внутренний рынок.

Это сыграло положительную роль. Но тем не менее ситуация с дефицитом остается острой. Причем с июля он вырос, хотя производство не сокращается. «Видимо, причиной послужила надежда на то, что в августе месяце увеличатся экспортные пошлины. И компании, скорее всего, стали придерживать топливо, чтобы потом продать его либо на экспорт, либо по более высоким ценам на внутренний рынок», – уверен Е.Аркуша. Особенно остро кризис чувствуют независимые поставщики топлива. За последние четыре месяца они работают если не в убыток, то с минимальными прибылями. «Это сказывается из-за разности цен», – уверен эксперт. При этом идет переток клиентов на АЗС нефтяных компаний. Эксперт напомнил, что даже известны случаи, когда независимым трейдерам было выгоднее покупать топливо за границей.

В этой связи остро встает вопрос скорейшего развития более справедливой биржевой торговли для всех игроков сегмента. А пока цены на бирже на порядок выше, чем на спотовом рынке. «Биржевая торговля в условиях кратного несоответствия спроса и предложения, аффилированности сделок показала свою полную несостоятельность», – рассказал Е.Аркуша. Более того, тенденции в изменениях объемов и цен предлагаемого топлива свидетельствует о дальнейшем увеличении разрыва между спросом и предложением, беспокоится президент Российского топливного союза.

В таких условиях розничный бизнес становится убыточным для независимых владельцев АЗС, уверены эксперты. Но розничный рынок – это единственная возможность повысить конкуренцию в секторе, напомнил Е.Аркуша. В стране около 25 тысяч заправочных станций, из них 16 тысяч принадлежат независимым поставщикам, и через них продается около 60 процентов топлива. И разорение такого количества АЗС малого и среднего бизнеса и монополизация рынка создаст негативный эффект.

К такому же мнению склоняются и другие эксперты. Директор по стратегическому развитию ИАЦ «Кортес» П.Строков в «Независимой газете» делает упор на то, что обострение ситуации произошло из-за того, что вступили в силу технические регламенты по Евро-2. «В результате бензин, не подпадающий под новые ограничения, перестал поступать на рыно, – заметил эксперт. – Решение правительства о том, что сроки введения Евро-2 будут отодвинуты на 2012 год, появилось лишь на днях, так что производители не успели к этому подготовиться. Вот вам и дефицит».

По данным «Кортес», за шесть месяцев 2011 года было пущено на внутренний рынок 14,8 млн. тонн автобензина. Тогда как за этот же период прошлого года – 15,3 млн. тонн. Разница – 3,2%. При этом растет спрос – как минимум на 5%. «Если сложить рост спроса и уже имеющийся недостаток топлива на рынке, получается дефицит примерно в 8%, – поясняет П.Строков. – При этом комплексного решения проблемы не видно, происходит лишь затыкание постоянно возникающих дыр».

Можно отметить еще и такой факт, как рост цен на дизельное топливо, продолжает аналитик. «Сегодня цена на АЗС на летнее дизтопливо превысила зимние показатели – 24,81 рубля за литр, вместо 24,41 рубля в феврале 2010 года, – перечисляет П.Строков. – Это означает, что в зиму страна войдет с еще более высокой ценой на дизтопливо, которая неминуемо потянет за собой и цены на остальные марки бензина».

Что делать в этой ситуации? «Как минимум принять некую систему, которая защищала бы внутренний рынок, – считает представитель «Кортес». – От мировых цен никуда не деться, но внутри страны можно было бы ограничить премию продавцов на уровне в 10–15% и контролировать соблюдение этого показателя силами антимонопольной службы». В связи с этим Московская топливная ассоциация написала письмо премьеру Путину с просьбой повлиять на ситуацию.

Как отмечает аналитик компании БКС А.Полищук, в этом году ряд регионов уже испытывали дефицит бензина, так что новая угроза реальна. «Впрочем, дефицит в большей степени связан не с нехваткой перерабатывающих мощностей, а со структурой выпуска нефтепродуктов и ценовой конъюнктурой, – поясняет он. – Перерабатывающих мощностей в РФ вполне достаточно, но глубина переработки очень низкая, поэтому на внутреннем рынке возникает недостаток светлых нефтепродуктов».

В 2011 году резко выросли акцизы на нефтепродукты: по бензинам на 30–50%, на дизтопливо в два раза. Переложить рост налогов на потребителей нефтекомпаниям не дали, а контроль внутренних цен со стороны ФАС привел практически к убыточности розничного бизнеса, отмечает А.Полищук. «При росте цен на мировых площадках нефтяные компании предпочитают экспортировать нефть и темные нефтепродукты, чем увеличивать глубину переработки для поставок бензинов на внутренний рынок, – продолжает он. – Для решения проблем нужно снизить налоговую нагрузку и отпустить цены на внутреннем рынке РФ, тогда нефтяные компании будут заинтересованы в инвестициях в НПЗ для увеличения глубины переработки. Также разрешить поставки Евро-2 на внутренний рынок, так как многие заводы еще не готовы к переходу на Евро-3».

Руководитель аналитического отдела компании «Broco» А.Матросов полагает, что угроза дефицита бензина достаточна велика, что обусловлено как ростом спроса на бензин, так и переходом 12 нефтяных компаний к модернизации НПЗ для производства более качественных нефтепродуктов в большем объеме. «Однако пока эта модернизация не произойдет, дефицит на бензин, вероятнее всего, будет сохраняться, – полагает он. – В ближайшей перспективе можно ожидать продолжения роста цен на бензин, так как переход к более производительным НПЗ будет происходить постепенно».

Ситуация вокруг бензина в определенной степени отразила некоторые негативные тенденции, происходящие в российской экономике. Как пишет «Московский комсомолец» (28.07.11), эксперты предупреждают власть: если не менять модели роста, экономику России ждет один из двух сценариев - либо она будет медленно затухать, либо надуются и потом лопнут пузыри. Однако выводы и предложения по выходу из кризиса базируются на основе дальнейшей либерализации экономики. По мнению либеральных экспертов, отмечает «Московский комсомолец», нынешняя модель себя исчерпала из-за трех фундаментальных ограничений: закрытости экономики, недостатка прямых и длинных инвестиций, недостатка конкуренции на внутреннем рынке.

Проблема конкуренции для России является важнейшей, указывают эксперты. Она не техническая, а макроэкономическая и даже политическая. Недостаток конкуренции разгоняет инфляцию, рыночные агенты слишком неравны, государственные и монопольные секторы превалируют, а новые компании натыкаются на барьеры при входе на рынок. Чтобы избежать кризиса, нужно много усилий, предупреждают эксперты. Универсальной формулы устойчивого роста нет, пришли они к выводу после анализа историй успеха других стран. «Переходить реку, нащупывая камни под ногой», - напутствуют они российских чиновников словами китайского реформатора Дэн Сяопина. Но есть обязательные ингредиенты успеха: ориентация на внешний спрос, рыночное распределение ресурсов, высокая норма сбережений и макроэкономическая стабильность.

Эксперты назвали и четыре главных вызова: «демографический крест» – число занятых падает, а обязательства бюджета растут; «ножницы конкурентоспособности» – издержки высоки при слабых институтах; «институциональные разрывы» – отсталые институты при высоком качестве человеческого капитала; «сырьевая зависимость» – укрепление рубля стимулирует импорт, формирует дисбалансы во внешней торговле и ведет к деиндустриализации страны, росту неэффективной занятости. Но станут ли предлагаемые либеральные рецепты панацеей в решении реальных экономических проблем России, сказать сложно.

Владимир Клавдин, политолог