Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

28.11.2011

Евразийский Союз обретает конкретные очертания

Центральным политическим событием ноября стало подписание в Москве Д.Медведевым, А.Лукашенко и Н.Назарбаевым ряда документов, свидетельствующих о важном шаге лидеров трех государств в реализации проекта Евразийского Союза (ЕАС). Как известно, сама идея была выдвинута еще в 1994 г. Н.Назарбаевым. Однако она обрела «второе дыхание» после публикации газетой «Известия» статьи В.Путина «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня». Вскоре с материалами по данной теме в том же издании выступили А.Лукашенко («О судьбах нашей интеграции») и Н.Назарбаев («Евразийский Союз: от идеи к истории будущего»), полностью поддержавшие данный проект.

Центральным политическим событием ноября стало подписание в Москве Д.Медведевым, А.Лукашенко и Н.Назарбаевым ряда документов, свидетельствующих о важном шаге лидеров трех государств в реализации проекта Евразийского Союза (ЕАС). Как известно, сама идея была выдвинута еще в 1994 г. Н.Назарбаевым. Однако она обрела «второе дыхание» после публикации газетой «Известия» статьи В.Путина «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня». Вскоре с материалами по данной теме в том же издании выступили А.Лукашенко («О судьбах нашей интеграции») и Н.Назарбаев («Евразийский Союз: от идеи к истории будущего»), полностью поддержавшие данный проект.

И вот теперь идея Евразийского союза – неожиданно быстро – начала обретать реальные и конкретные черты – несмотря на множество разночтений и даже разногласий между сторонами. Но, как считает газета «Завтра», все эти разночтения и разногласия носят уже частный, не принципиальный характер и, несомненно, по ним в процессе дальнейшего взаимодействия будут найдены необходимые и адекватные решения. Объективный социально-экономический потенциал реинтеграции «постсоветского пространства» в современных условиях более чем востребован и никакому сомнению не подлежит. Согласно экспертным оценкам, общая ёмкость внутреннего рынка ЕАС сравнительно с национальными рынками стран-участниц увеличится почти на 1,5 триллиона долларов, и почти 70% этой суммы придётся на реальный сектор экономики.

Поэтому вполне закономерно, что А.Лукашенко, Д.Медведев и Н.Назарбаев подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции. В документе они констатировали успешность Таможенного союза и заявили о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграции – Единому экономическому пространству. Три президента поставили подписи под договором о Евразийской экономической комиссии и утвердили регламент ее работы.

Д.Медведев высказал слова признательности Н.Назарбаеву за идею евразийской интеграции, которую тот последовательно отстаивал с середины 90–х. Российский Президент поблагодарил А.Лукашенко за «настойчивую работу по интеграции», за то, что он «ускорял интеграционные процессы». Н.Назарбаев, в свою очередь, отметил «мощный нажим», «хорошие административные способности» белорусского Президента. Выяснилось, что запуск с 1 января 2012 года Единого экономического пространства казался казахстанскому и российскому президентам чрезвычайно амбициозной целью. Были даже сомнения, что так быстро удастся разработать, согласовать и принять все необходимые документы. Но А.Лукашенко выступил «ускорителем» общей работы. Теперь Д.Медведев и Н.Назарбаев верят, что создание в 2015 году Евразийского экономического союза также реально. И, может быть, говорили они вчера, получится создать союз даже быстрее, чем планируется. Хотя по мировым меркам нынешние темпы интеграции Беларуси, России и Казахстана уже рекордные».

А.Лукашенко на это заметил, что «так быстро все получилось с ЕЭП, потому что Россия в лице Д.Медведева сделала практические шаги». Москва, напоминал Президент Беларуси, – центр интеграции на постсоветском пространстве. Если руководство России переходит от слов к действиям, то дело сразу движется. А дело – евразийская интеграция – по убеждению А.Лукашенко, выгодно всем трем государствам, нашим народам.

Некоторых журналистов заинтересовал вопрос, а каково теперь будущее Союзного государства? Не растворится ли оно в более масштабном интеграционном проекте – Евразийском Союзе?

В своем ответе Президент Беларуси выразил надежду, что эти проекты будут конкурировать. Хотя, предположил он, если интеграция в ЕЭП наберет большую скорость, чем в Союзном государстве, то, возможно, Беларусь и Россия откажутся от «дублирования». Но пока интеграция в Союзном государстве продвинулась гораздо дальше. Помимо экономики, напомнил А.Лукашенко, Минск и Москва создали равные условия для граждан двух стран, у нас единое оборонное пространство. «Мы здесь далеко ушли вперед», — подытожил он. Эти слова, пожалуй, можно считать прологом к заседанию Высшего Госсовета Союзного государства, которое недавно состоялось в Москве.

Встреча трех президентов и подписанные ими документы вызвали оживленные комментарии прессы. Отклики были самые разные: от положительных и сдержанных до негативных и злобных. Фракция коммунистов Госдумы положительно оценила подписанные документы. Но, как заметил депутат А.Локоть, «мы должны извлечь уроки из того опыта, который у нас накопился с момента первых договоренностей о создании Союзного государства. У нас есть такой опыт». Основной вывод: не затягивать, не заниматься политическим популизмом и спекуляцией на важнейшей теме интеграции бывших республик Советского Союза, цитирует депутата сайт КПРФ.

Так называемые «независимые» аналитики и оппозиционные белорусские лидеры, как по команде, в московских договоренностях узрели « пагрозу інтарэсам Беларусі і перш за ўсё яе сувэрэнітэту ». Как справедливо заметил зав. отделом Белоруссии Института стран СНГ А.Фадеев, « белорусская оппозиция уповает на то, что подписанные соглашения будут носить лишь пропагандистско-предвыборный характер, и после завершения избирательных кампаний 2011-2012 гг. в странах-членах Таможенного союза подписанные документы не обретут воплощения в реальной жизни». К тому же всячески подчеркивается невыгодность нахождения в «тройке» Беларуси, которая в будущем пересмотрит свои интеграционные планы. Однако имеются основания полагать, считает А.Фадеев, что этим надеждам все-таки не суждено сбыться.

Любопытно мнение известного российского политолога С.Михеева, изложенного на сайте «КМ.ру»: «Надо также отдать должное, что А.Лукашенко, так же как и Н.Назарбаев всегда высказывались в пользу постсоветской интеграции. Несмотря на то, что в последние годы между Москвой и тем же Минском было много трений, недомолвок и даже скандалов. Тем не менее, по сравнению с риторикой других постсоветских лидеров очевидно, что главы Белоруссии и Казахстана – это те люди, которые более и увереннее других своих коллег говорят о необходимости реинтеграции постсоветского пространства. Преследуют ли они при этом какие-то собственные интересы? Наверное, да. Однако, так или иначе, Лукашенко не пошел бы в свое время на создание Союзного государства, каким бы фиктивным оно не выглядело, а также не совершал бы и остальные шаги по сближению с Россией, если бы он внутренне был противником такого рода интеграции».

Вместе с тем в некоторых российских изданиях звучат опасения, чтобы формы реализации очередного проекта не вошли в противоречие с его содержанием, что возможно сделает реальные результаты далекими от максимально возможных, а по ряду позиций – и негативными. Газета «Завтра» опасается реализации Евразийского проекта по «лекалам» неолиберальных экономистов, которые под диктовку «вашингтонского обкома» будут осуществлять тотальную скупку реальных активов на территориях России, Беларуси и Казахстана. Поэтому кадровый вопрос в руководящих структурах Евразийского Союза может приобрести особую актуальность.

Уже отсюда понятно, что формирование Евразийского Союза не может быть и не будет простым, беспроблемным процессом, что на его пути лежит множество препятствий, включая разного рода «подводные камни». И можно понять осторожность в оценках перспектив ЕАС со стороны того же Н.Назарбаева, высказавшего желание «сначала посмотреть, как всё это будет работать», а потом принимать следующие решения.

Владимир Клавдин, политолог