Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

14.12.2011

Стандарты поведения

Прошедшее недавно в Вильнюсе заседание Совета министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе отчетливо высветило тот факт, что ОБСЕ столкнулась с серьезным кризисом и не справляется с современными вызовами и угрозами. С годами нерешенных проблем становится все больше. Еще накануне встречи глава литовского МИД и нынешний председатель ОБСЕ Аудронюс Ажубалис выступил с заявлением, в котором отметил: для того, чтобы сформировать доверие в зоне ответственности организации, все различия в позициях участники должны обсуждать открыто и терпеливо, чтобы планомерно преодолевать существующие и новые угрозы. Но на практике конструктивному диалогу мешает излишняя заполитизированность и идеологическая зашоренность некоторых членов Организации, обильно сдобренная стереотипами и штампами времен «холодной» войны.

Прошедшее недавно в Вильнюсе заседание Совета министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе отчетливо высветило тот факт, что ОБСЕ столкнулась с серьезным кризисом и не справляется с современными вызовами и угрозами. С годами нерешенных проблем становится все больше. Еще накануне встречи глава литовского МИД и нынешний председатель ОБСЕ Аудронюс Ажубалис выступил с заявлением, в котором отметил: для того, чтобы сформировать доверие в зоне ответственности организации, все различия в позициях участники должны обсуждать открыто и терпеливо, чтобы планомерно преодолевать существующие и новые угрозы. Но на практике конструктивному диалогу мешает излишняя заполитизированность и идеологическая зашоренность некоторых членов Организации, обильно сдобренная стереотипами и штампами времен «холодной» войны.

Самый свежий пример -- недавние парламентские выборы в России. Кое-кто посчитал их едва не самой главной темой для обсуждения в Вильнюсе. К примеру, госсекретарь США Хиллари Клинтон, даже не дожидаясь материалов от наблюдателей БДИПЧ, безапелляционно назвала прошедшие выборы «несвободными и несправедливыми». Ее поддержал коллега из Германии Гвидо Вестервелле, высказавший мнение, что Россия еще не «дотягивает» до стандартов ОБСЕ. Но дальше всех пошел американский сенатор-республиканец Джон Маккейн, разглядевший в результатах выборов в Госдуму признаки «арабской весны».

В ответ российский МИД, а следом и Центризбирком посоветовали своим учителям и критикам заняться выборами в собственной стране и не совать нос в чужие дела. Понятно, что разбирает любопытство, но ведь некрасиво и недипломатично. Этак дойдет и до того, что они захотят переписать Конституцию. Руководитель белорусского аналитического центра EcooM Сергей Мусиенко считает, что заявление Госсекретаря США о непризнании российских парламентских выборов подстегнет усиление напряженности в отношениях между США и Россией.

«Просто так подобные заявления на таком уровне не делаются. Думаю, что это сигнал Путину о том, что США могут занять очень жесткую позицию, а, скорее всего, так и будет, по итогам выборов президента России», -- отметил эксперт агентству «Интерфакс».

Критика в адрес России в какой-то степени обусловлена той ситуацией, которая сложилась в самих США. Волна протестных настроений, задержания и аресты в американских городах вынуждают американские власти переключить внимание своих граждан с внутренних проблем на поиск внешних врагов. «Враг» в лице Беларуси не работает, потому что страна маленькая и мало кому известная. А упоминание России возвращает американцев к временам холодной войны.

Политолог Вадим Боровик, комментируя слова Клинтон, сказал, что какого-то шока от таких заявлений уже давно нет. «Следует понимать, что так называемые универсальные демократические принципы, на которые ссылаются представители США, являются всего лишь инструментом для достижения каких-либо внешнеполитических целей, оказания влияния и давления», -- отметил эксперт. Это было заметно на примере так называемых арабских революций. Однако и в России, и в Беларуси власть сегодня достаточно сильна, чтобы не допустить реализации подобных сценариев.

Инструменты ОБСЕ давно нуждаются в обновлении, отмечают эксперты.

Акцент нужно сделать на практических вопросах, ради чего и создавалась организация. Речь идет о борьбе с незаконным оборотом наркотиков, консолидации антитеррористического мандата организации, проблеме кибербезопасности, контроле над обычными вооружениями и усилении роли ОБСЕ в вопросах энергобезопасности. А еще совместное противодействие глобальному экономическому кризису и урегулирование конфликтов в различных регионах планеты. В общем, работы непочатый край. Но наши западные партнеры по ОБСЕ пытаются заполитизировать ее деятельность и свести все к мониторингу за политической ситуацией в странах к востоку от Вены, забывая о других функциях ОБСЕ.

По словам министра иностранных дел Беларуси Сергея Мартынова, ОБСЕ нужно придать черты реальной международной организации, ведь до сих пор у нее нет ни устава, ни правил процедур, ни, условно говоря, правил игры.

Беларусь не хотела бы, чтобы ОБСЕ как организация утратила смысл своего существования. Однако предпосылки для этого есть, если не провести реформирование организации. «Без устава, без укрепления правовой базы, без четкой регламентации работы ОБСЕ и ее институтов, без сбалансированности в работе всех трех измерений, наша организация утратит шанс стать форумом единой и неделимой Европы и, соответственно, сам смысл своего существования», -- считает глава белорусского МИД. При этом нельзя решить проблемы методами «двойных стандартов», давления, шантажа, угроз и санкций.

Обращаясь к партнерам по ОБСЕ, Сергей Мартынов остро поднял вопрос о способности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе своевременно и эффективно реагировать на рост кризисных явлений в регионе ОБСЕ. По его словам, «кризис долгов и кризис финансовой системы уже серьезно затронул устои европейской стабильности. Они грозят дальнейшими опасными тектоническими сдвигами в экономике и финансах, способными подорвать сами основы европейского общества.

Кризис спровоцировал массовые протесты против систематического и грубого нарушения прав людей. Волнения регулярно прокатываются по США, Великобритании, целому ряду других европейских стран, список которых можно продолжать. В этих условиях рельефно проявился и кризис ответной реакции правительств на массовые протесты. Вместо удовлетворения требований протестующих миллионов ответом служат в лучшем случае меры по ужесточению их экономического положения, а в ряде случаев и жесткое силовое подавление манифестантов, включая водометы при температурах в зоне замерзания, резиновые пули, слезоточивый газ, аресты и судебные приговоры», -- сказал Сергей Мартынов.Позиция России по этому вопросу согласована с белорусской и не только, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Это общая позиция почти всех стран ОДКБ, а также ряда государств СНГ, которые не входят в эту Организацию. Россия, в частности, предлагает в межправительственном формате разработать четкие правила, на основе которых будут действовать все институты и структуры ОБСЕ, включая БДИПЧ. Сейчас эти структуры действуют нередко по собственному усмотрению. Порой возникают ситуации, когда необходимость выполнения рекомендаций ОБСЕ, не одобренных в межправительственном формате, становится предметом острых дискуссий. Такого нет ни в одной международной организации, ни в ООН, ни в Совете Европы, ни в других структурах, в которых участвует Россия. Везде есть четкие и понятные правила. И вроде бы все это понимают. Но некоторым нашим западным партнерам, видимо, удобно сохранять такую рыхлость ОБСЕ и стараться ею манипулировать.

Что касается выборной тематики, то белорусская сторона предложила разработать универсальные стандарты проведения, оценки выборов и наблюдения за ними. Как отметил Сергей Мартынов, те критерии, которые были приняты в 1990 году в Копенгагене, носят очень расплывчатый характер. «Давайте создадим общие критерии, а для начала давайте сравним законодательства европейских стран по этим процедурам, потому что законодательства Беларуси, Европы, Украины все анализируют, а вот законодательства европейских стран почему-то нет. Но мы, к своему большому удивлению, обнаружили, что нет большого желания сравнивать законодательства европейских стран по избирательному праву. И здесь снова чувствуется необъективность подходов и двойные стандарты», -- сказал белорусский министр. В этом контексте с екретарь Центризбиркома Беларуси Николай Лозовик считает возможным уменьшить число наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ на выборах. К этой мысли он пришел на основании итогов наблюдения за парламентскими выборами в России . По мнению секретаря Центризбиркома, миссия не должна вмешиваться в политические процессы, а объективно оценивать избирательные процедуры и их соответствие законодательству. К сожалению, у ОБСЕ таких единых критериев и подходов нет.

Более того, наблюдается явная диспропорция в количестве наблюдателей, которых направляет БДИПЧ ОБСЕ в разные страны. Например, в Россию направили 205 наблюдателей от БДИПЧ, еще 104 наблюдателя от Парламентской ассамблеи ОБСЕ, 46 -- от Парламентской ассамблеи Совета Европы. В то же время на выборы в Хорватию, проходившие в то же время, командировали всего 11 человек. «Когда к нам приезжает полтысячи наблюдателей, которые анализируют не выполнение белорусского законодательства, а придуманные ими же правила, нам это создает дополнительные сложности», -- резюмировал секретарь Центризбиркома Беларуси.