Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

11.07.2008

Скромный урожай на ниве законотворчества

Начало летних политических каникул в России, как правило, связывают с завершением весенней парламентской сессии. Нынешняя Госдума очень похожа на нижнюю палату российского парламента четвертого созыва – такая же пропрезидентская и проправительственная. Единственным новшеством новой Думы стало фактическое исключение оппозиции из законодательного процесса. Однако, как ни странно, подобная монополия не вызвала вал законопроектов. Более того, нижняя палата принесла едва ли не самый скромный законотворческий урожай. Например, если за минувшую нынешнюю весеннюю сессию было принято 167 законов, то за аналогичный период 2004 г. – 295, хотя тогда 38 законов было отклонено Советом Федерации и президентом, а теперь только один.

Начало летних политических каникул в России, как правило, связывают с завершением весенней парламентской сессии. Нынешняя Госдума очень похожа на нижнюю палату российского парламента четвертого созыва – такая же пропрезидентская и проправительственная. Единственным новшеством новой Думы стало фактическое исключение оппозиции из законодательного процесса. Однако, как ни странно, подобная монополия не вызвала вал законопроектов. Более того, нижняя палата принесла едва ли не самый скромный законотворческий урожай. Например, если за минувшую нынешнюю весеннюю сессию было принято 167 законов, то за аналогичный период 2004 г. – 295, хотя тогда 38 законов было отклонено Советом Федерации и президентом, а теперь только один.

Тем не менее за период весенней сессии Дума пятого созыва пережила немало пафосных, церемониальных моментов. По этому показателю она явно опередила все предыдущие составы. Так, парламентариям выпал шанс зафиксировать момент передачи президентской власти, когда на следующий день после инаугурации президента Д.Медведева в стенах парламента состоялось утверждение кандидатуры экс-президента В.Путина на пост председателя российского правительства. Это заседание само по себе поставило несколько рекордов: пришло 449 имеющих мандаты народных избранников (такой явки раньше не было никогда), а кандидат в премьеры получил наивысшее число голосов за всю историю утверждений российских глав правительства. Да и президент никогда ранее не приходил поддержать своего протеже в премьеры. Правда, кто чей протеже, на этот раз можно было смело поспорить.

Другим торжественным событием стало юбилейное тысячное заседание Госдумы, на котором значительная часть депутатов удостоилась всевозможных наград и почетных грамот за эффективную законотворческую работу. Со стороны, правда, праздник вызвал некоторую иронию, поскольку всего два года назад Дума с размахом отпраздновала свое столетие, и тогда инициаторы праздника для круглой даты посчитали и годы царской думы и новой российской. В общем, как было продемонстрировано в этих двух случаях, повод не пропадет.

Однако законотворческая активность депутатов оказалась заметно ниже прошлых лет. Во-первых, почти исчезло такое явление как продолжительные думские баталии большинства и оппозиции. Нередки случаи, когда важные документы принимаются и вовсе без обсуждения. Во-вторых, самих законопроектов, как мы убедились, в разы меньше. Причем, две трети нынешних членов палаты вообще не стали авторами ни одной инициативы.

Сами депутаты, в свою очередь, отмечают, что постарались в принятии целого блока социальных законопроектов, внесенных правительством. Для единороссовского большинства в Думе важно было продемонстрировать, что, принимая законопроекты о накопительной части пенсий, индексации социальных выплат, поддержки сельскохозяйственных производителей и других им подобных, они планомерно выполняют обещания, данные их лидером В.Путиным во время думской кампании, когда он возглавил предвыборный список «Единой России».

Особенностью весенней сессии текущего созыва все же является и тот факт, что все депутаты нового созыва были впервые избраны исключительно по пропорциональной системе. Избиратели голосовали за партийный список в целом, а число мандатов, полученных политическими партиями, распределялись прямо пропорционально числу голосов избирателей, которое получил соответствующий партийный список. Впервые в парламенте отсутствовали депутаты, избранные по одномандатным округам. В результате в Госдуме оказались только представители четырех партий, причем одна партия обладает монополией, обеспечивающей принятие всех законов.

Однако отсутствие серьезных межпартийных дискуссий, пожалуй, не на шутку взволновало и президента, и премьера, что не могло не сказаться и на позиции руководства нижней палаты, заявлявшего ранее, что «Дума не место для политических баталий». Именно с этой точки зрения нужно рассматривать принятые некоторые меры, направленные на дальнейшее формирование многопартийности в России. На одном из последних заседаний Госдума приняла закон, в четыре раза увеличивающий государственное финансирование политических партий. Как считает председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству В.Плигин, «источники существования партий должны быть понятны, и господдержка политических партий -- прозрачная поддержка, основанная на числе проголосовавших за них избирателей, -- цивилизованная формула решения вопросов». «Политический процесс приведет к тому, что в России будет три-четыре, максимум -- пять партий, потому что весь спектр политических взглядов укладывается в это число, -- считает парламентарий. -- Оно не задано кем-то произвольно как цель, к которой надо стремиться. Оно подтверждается развитием всех мировых демократий».

Президент Д.Медведев намерен, как и В.Путин, проводить регулярные консультации с лидерами партийных фракций. Очередная встреча должна была состояться 12 июля. До этого г лава государства успел пообщаться с глазу на глаз с руководителями трех парламентских партий. Три недели назад он пригласил в Кремль лидера коммунистов Г.Зюганова -- выслушать имеющиеся у коммунистов предложения по борьбе с коррупцией. А недавно президент повстречался с лидерами сразу двух партий -- руководителем думской фракции «Справедливая Россия» Н.Левичевым и лидером ЛДПР В.Жириновским. С лидером «эсэров» Д.Медведев обсудил тему муниципальной реформы, а с председателем ЛДПР -- строительство малоэтажного жилья. Не удостоился пока личной встречи с президентом только руководитель думской фракции «Единая Россия» Б.Грызлов. Правда, с председателем партии В.Путиным Д.Медведев и без того видится регулярно.

Президент России, судя по всему, намерен твердо следовать провозглашенному им тезису о том, что в стране должна развиваться политическая конкуренция, но она ни в коем случае не должна превращаться в антиконституционное противоборство. Государственная Дума призвана обеспечить эту важную тенденцию серьезными законодательными актами.

Владимир Клавдин, политолог