Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

21.07.2008

Доктрина внешней политики Д.Медведева

Президент России Д.Медведев 15 июля 2008 г. подписал документ под названием «Концепция внешней политики Российской Федерации», представляющий, как сказано в преамбуле, «систему взглядов на содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности России». Предыдущая «Концепция» была утверждена президентом В.Путиным 28 июня 2000 г. Серьезных изменений новая «Концепция» не претерпела. И это вполне закономерно, поскольку она совершенно четко, с одной стороны, демонстрирует преемственность во внешней политике страны, а с другой – учитывает динамику современных международных отношений. Вряд ли нужно пересказывать содержание данного документа (желающие могут ознакомиться с текстом, размещенном на официальном сайте президента России), однако на некоторые, на наш взгляд, его принципиальные положения следует обратить внимание.

Президент России Д.Медведев 15 июля 2008 г. подписал документ под названием «Концепция внешней политики Российской Федерации», представляющий, как сказано в преамбуле, «систему взглядов на содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности России». Предыдущая «Концепция» была утверждена президентом В.Путиным 28 июня 2000 г. Серьезных изменений новая «Концепция» не претерпела. И это вполне закономерно, поскольку она совершенно четко, с одной стороны, демонстрирует преемственность во внешней политике страны, а с другой – учитывает динамику современных международных отношений. Вряд ли нужно пересказывать содержание данного документа (желающие могут ознакомиться с текстом, размещенном на официальном сайте президента России), однако на некоторые, на наш взгляд, его принципиальные положения следует обратить внимание.

«Новая Россия, встав на твердую почву национальных интересов, обрела полноценную роль в глобальных делах», – гласит документ и уточняет: «Россия оказывает существенное влияние на формирование новой архитектуры международных отношений». То есть, активно популяризировавшийся в 90-х годах ХХ в. западными экспертами и прозападно настроенными российскими политологами тезис о том, что Россия навсегда перестала быть «сверхдержавой» и должна удовольствоваться региональным значением, российским руководством отвергнут. Собственно, этого следовало ожидать – поскольку, во-первых, понятие «региональной державы» предполагает, что страна расположена в каком-то одном регионе. Россия же напрямую включена и в европейские, и в ближневосточные, и в азиатские, и в тихоокеанские, и в североамериканские дела. А во-вторых, Россия во многом сумела преодолеть кризисные явления в экономике, вызванные ельцинскими реформами, и ее экономический фактор сегодня играет далеко не последнюю роль во внешней политике.

Российская «Концепция» говорит о процессе глобализации и о порожденных ею вызовах и угрозах в том же ключе, что и западная политология. Однако есть и важный нюанс, которого на Западе признавать не хотят. «Глобальная конкуренция впервые в новейшей истории приобретает цивилизационное измерение, что предполагает конкуренцию между различными ценностными ориентирами и моделями развития», – гласит «Концепция». -- По мере преодоления сдерживающего воздействия биполярной конфронтации все более громко заявляет о себе культурно-цивилизационное многообразие современного мира». Не случайно, в современной политологии возник тезис о многовекторной глобализации, который позволяет учитывать растущее стремление многих государств защитить свой экономический суверенитет и культурную самобытность подавляющего большинства стран и народов. И это важная тенденция, с которой должны считаться приверженцы западной либеральной глобализации.

Приоритетным направлением внешней политики России названо «развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами -- участниками СНГ. «Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств -- участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества», – говорится в документе.

«В этих целях Россия будет: работать над дальнейшей реализацией потенциала СНГ как региональной организации, форума для многостороннего политического диалога и механизма многопланового сотрудничества с приоритетами в сферах экономики, гуманитарного взаимодействия, борьбы с традиционными и новыми вызовами и угрозами; продолжать согласованную линию на создание условий для эффективного строительства Союзного государства через поэтапный перевод отношений между Россией и Белоруссией на рыночные принципы в процессе формирования единого экономического пространства; активно работать в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) с Белоруссией и Казахстаном над созданием Таможенного союза и единого экономического пространства, содействовать подключению к этой работе других государств -- членов ЕврАзЭС». «Концепция» содержит также другие меры, направленные на укрепление Содружества независимых государств.

На этом положении «Концепции следует остановиться более подробно. Не секрет, что отдельные российские и белорусские комментаторы поспешили заявить о том, что, дескать, «Концепция» констатирует «смерть Союзного государства». На самом деле это далеко не так. И текст документа тому свидетельство. Речь идет именно о создании условий для эффективного строительства Союзного государства. Ведь союзное строительство оказалось не таким простым делом, как виделось на первый взгляд. О том, что Беларусь и Россия приверженцы действующему Договору о создании Союзного государства и намерены углублять двусторонне интеграционное взаимодействие, было заявлено А.Лукашенко и Д.Медведевым на недавней их встрече в Бресте. «Концепция» учитывает и развивает достигнутые договоренности руководителей Беларуси и России.

Однако это не означает, что Россия свертывает свою активность на других направлениях внешней политики. Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание по-настоящему открытой, демократической системы общерегиональной коллективной безопасности и сотрудничества, обеспечивающей единство Евро-Атлантического региона - от Ванкувера до Владивостока, не допуская его новой фрагментации и воспроизводства прежних блоковых подходов, инерция которых сохраняется в нынешней европейской архитектуре, сложившейся в эпоху «холодной войны». Именно на это направлена инициатива заключения Договора о европейской безопасности, старт разработке которого можно было бы дать на общеевропейском саммите.

Россия выступает за достижение подлинного единства Европы, без разделительных линий, путем обеспечения равноправного взаимодействия России, Европейского союза и США. Это способствовало бы укреплению позиций государств Евро-Атлантического региона в глобальной конкуренции. Россия, как крупнейшее европейское государство с многонациональным и многоконфессиональным обществом и многовековой историей, готова сыграть конструктивную роль в обеспечении цивилизационной совместимости Европы

«Концепция» вызвала много комментариев. Оценки, как правило, сдержанные. Есть крайне негативные, несущие в себе старые стереотипы об «империалистических устремлениях России». Однако большинство комментаторов положительно оценивает документ. Весьма примечательным является мнение В.Анохина, вице-президента Академии геополитических проблем России: « Не может не радовать, что со сменой власти внешняя политика России не претерпела принципиальных изменений. Это говорит и о преемственности курса, и о том, что Россия будет по-прежнему отстаивать свои интересы, хотя многим странам очень хотелось бы, чтобы это было не так и чтобы мы вернулись к политике 90-х годов. Та мягкость и бесконфликтность, которую продемонстрировала последняя встреча «большой восьмерки», как раз и стала своеобразной разведкой боем. И ни для кого не секрет, что наши соседи надеялись на изменения внешней политики России. Концепция внешней политики стала ответом на ожидания «восьмерки» – не надейтесь, ребята, изменений не будет, мы будем дружить, но не в вашу пользу». И с этим мнение нельзя не согласиться.

Владимир Клавдин, политолог