21.07.2008
Президент России Д.Медведев 15 июля 2008 г. подписал документ под названием «Концепция внешней политики Российской Федерации», представляющий, как сказано в преамбуле, «систему взглядов на содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности России». Предыдущая «Концепция» была утверждена президентом В.Путиным 28 июня 2000 г. Серьезных изменений новая «Концепция» не претерпела. И это вполне закономерно, поскольку она совершенно четко, с одной стороны, демонстрирует преемственность во внешней политике страны, а с другой – учитывает динамику современных международных отношений. Вряд ли нужно пересказывать содержание данного документа (желающие могут ознакомиться с текстом, размещенном на официальном сайте президента России), однако на некоторые, на наш взгляд, его принципиальные положения следует обратить внимание.
«Новая Россия, встав на твердую почву национальных интересов, обрела полноценную роль в глобальных делах», – гласит документ и уточняет: «Россия оказывает существенное влияние на формирование новой архитектуры международных отношений». То есть, активно популяризировавшийся в 90-х годах ХХ в. западными экспертами и прозападно настроенными российскими политологами тезис о том, что Россия навсегда перестала быть «сверхдержавой» и должна удовольствоваться региональным значением, российским руководством отвергнут. Собственно, этого следовало ожидать – поскольку, во-первых, понятие «региональной державы» предполагает, что страна расположена в каком-то одном регионе. Россия же напрямую включена и в европейские, и в ближневосточные, и в азиатские, и в тихоокеанские, и в североамериканские дела. А во-вторых, Россия во многом сумела преодолеть кризисные явления в экономике, вызванные ельцинскими реформами, и ее экономический фактор сегодня играет далеко не последнюю роль во внешней политике.
Российская «Концепция» говорит о процессе глобализации и о порожденных ею вызовах и угрозах в том же ключе, что и западная политология. Однако есть и важный нюанс, которого на Западе признавать не хотят. «Глобальная конкуренция впервые в новейшей истории приобретает цивилизационное измерение, что предполагает конкуренцию между различными ценностными ориентирами и моделями развития», – гласит «Концепция». -- По мере преодоления сдерживающего воздействия биполярной конфронтации все более громко заявляет о себе культурно-цивилизационное многообразие современного мира». Не случайно, в современной политологии возник тезис о многовекторной глобализации, который позволяет учитывать растущее стремление многих государств защитить свой экономический суверенитет и культурную самобытность подавляющего большинства стран и народов. И это важная тенденция, с которой должны считаться приверженцы западной либеральной глобализации.
Приоритетным направлением внешней политики России названо «развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами -- участниками СНГ. «Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств -- участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества», – говорится в документе.
«В этих целях Россия будет: работать над дальнейшей реализацией потенциала СНГ как региональной организации, форума для многостороннего политического диалога и механизма многопланового сотрудничества с приоритетами в сферах экономики, гуманитарного взаимодействия, борьбы с традиционными и новыми вызовами и угрозами; продолжать согласованную линию на создание условий для эффективного строительства Союзного государства через поэтапный перевод отношений между Россией и Белоруссией на рыночные принципы в процессе формирования единого экономического пространства; активно работать в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) с Белоруссией и Казахстаном над созданием Таможенного союза и единого экономического пространства, содействовать подключению к этой работе других государств -- членов ЕврАзЭС». «Концепция» содержит также другие меры, направленные на укрепление Содружества независимых государств.
На этом положении «Концепции следует остановиться более подробно. Не секрет, что отдельные российские и белорусские комментаторы поспешили заявить о том, что, дескать, «Концепция» констатирует «смерть Союзного государства». На самом деле это далеко не так. И текст документа тому свидетельство. Речь идет именно о создании условий для эффективного строительства Союзного государства. Ведь союзное строительство оказалось не таким простым делом, как виделось на первый взгляд. О том, что Беларусь и Россия приверженцы действующему Договору о создании Союзного государства и намерены углублять двусторонне интеграционное взаимодействие, было заявлено А.Лукашенко и Д.Медведевым на недавней их встрече в Бресте. «Концепция» учитывает и развивает достигнутые договоренности руководителей Беларуси и России.
Однако это не означает, что Россия свертывает свою активность на других направлениях внешней политики. Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание по-настоящему открытой, демократической системы общерегиональной коллективной безопасности и сотрудничества, обеспечивающей единство Евро-Атлантического региона - от Ванкувера до Владивостока, не допуская его новой фрагментации и воспроизводства прежних блоковых подходов, инерция которых сохраняется в нынешней европейской архитектуре, сложившейся в эпоху «холодной войны». Именно на это направлена инициатива заключения Договора о европейской безопасности, старт разработке которого можно было бы дать на общеевропейском саммите.
Россия выступает за достижение подлинного единства Европы, без разделительных линий, путем обеспечения равноправного взаимодействия России, Европейского союза и США. Это способствовало бы укреплению позиций государств Евро-Атлантического региона в глобальной конкуренции. Россия, как крупнейшее европейское государство с многонациональным и многоконфессиональным обществом и многовековой историей, готова сыграть конструктивную роль в обеспечении цивилизационной совместимости Европы
«Концепция» вызвала много комментариев. Оценки, как правило, сдержанные. Есть крайне негативные, несущие в себе старые стереотипы об «империалистических устремлениях России». Однако большинство комментаторов положительно оценивает документ. Весьма примечательным является мнение В.Анохина, вице-президента Академии геополитических проблем России: « Не может не радовать, что со сменой власти внешняя политика России не претерпела принципиальных изменений. Это говорит и о преемственности курса, и о том, что Россия будет по-прежнему отстаивать свои интересы, хотя многим странам очень хотелось бы, чтобы это было не так и чтобы мы вернулись к политике 90-х годов. Та мягкость и бесконфликтность, которую продемонстрировала последняя встреча «большой восьмерки», как раз и стала своеобразной разведкой боем. И ни для кого не секрет, что наши соседи надеялись на изменения внешней политики России. Концепция внешней политики стала ответом на ожидания «восьмерки» – не надейтесь, ребята, изменений не будет, мы будем дружить, но не в вашу пользу». И с этим мнение нельзя не согласиться.
Владимир Клавдин, политолог