Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

18.08.2008

Конфликт вокруг Южной Осетии

События вокруг Южной Осетии привлекли пристальное внимание всей российской и зарубежной прессы. И это далеко не случайно. Речь идет не просто об очередной дестабилизации ситуации в неспокойном Кавказском регионе. Ведь и до нынешнего августа на Южном Кавказе этнополитическая обстановка была далекой от мира и стабильности. Начиная с 2004 года, в Южной Осетии предпринимались попытки возобновления военных действий, а стычки и обстрелы стали за 4 года повседневной реальностью. Введя военную технику в верхнюю часть Кодорского ущелья в 2006 году, Грузия тем самым во многом спровоцировала и сегодняшнее обострение ситуации в этой «горячей точке». Однако август 2008 года стал в истории евразийских конфликтов переломной точкой.

События вокруг Южной Осетии привлекли пристальное внимание всей российской и зарубежной прессы. И это далеко не случайно. Речь идет не просто об очередной дестабилизации ситуации в неспокойном Кавказском регионе. Ведь и до нынешнего августа на Южном Кавказе этнополитическая обстановка была далекой от мира и стабильности. Начиная с 2004 года, в Южной Осетии предпринимались попытки возобновления военных действий, а стычки и обстрелы стали за 4 года повседневной реальностью. Введя военную технику в верхнюю часть Кодорского ущелья в 2006 году, Грузия тем самым во многом спровоцировала и сегодняшнее обострение ситуации в этой «горячей точке». Однако август 2008 года стал в истории евразийских конфликтов переломной точкой.

Сегодня сложно со всей определенностью сказать, просчитывали ли представители грузинского истеблишмента, планируя блицкриг в «Цхинвальском регионе», какого джина выпускают. Как бы то ни было, ночью 8 августа 2008 года для Южного Кавказа наступил иной период. Теперь апелляция к соглашениям и правовым установкам, достигнутым в начале 1990-х гг. не работает окончательно, полагает «Политком.ру» Приходит новый «черный передел» территорий и сфер влияния. Все старые соглашения (Дагомысские, Московские) не просто нарушены многократно. По большей части это делалось грузинской стороной. И делалось сознательно.

«Политком.ру» напоминает откровенные призывы министра Грузии по реинтеграции (теперь непонятно, что он собирается реинтегрировать и каким образом) окончательно похоронить существующие форматы мирного урегулирования. Но и российской стороной также нарушены все те соглашения, соблюдения которых Москва сама же и добивалась. Здесь можно взять хотя бы использование Черноморского флота в операции в Абхазии (сложите чисто арифметически их экипажи и получите цифру явно большую чем, предусмотренные Московскими соглашениями квоты для миротворцев) или введение дополнительных контингентов того же спецназа в Южную Осетию, то есть частей, по определению не предназначенных именно для миротворческой операции. Конечно, некоторые действия РФ- реакция на «разморозку» конфликта, начатую Грузией. Но как бы то ни было, они работают против существовавших правил игры.

И все же за трагедию в Цхинвали грузинское общество в целом несет прямую ответственность, считает «Политком.ру». Именно оно сформулировало (в лице своих выдающихся интеллектуалов и общественных активистов) запрос на такую личность, как Саакашвили. Речь не о конкретном политике и человеке Михаиле Николаевиче Саакашвили, 1967 года рождения. Речь о типаже «государственника», готового ради сильной Грузии на любые жертвы. И если внутри России до сих пор не прекращается спор о «цене вопроса» в инкорпорировании Чечни, то в Грузии лидеры государства критикуются за что угодно (коррупцию, авторитаризм, непрофессионализм), но только не за войны в Южной Осетии и в Абхазии.

Напомним, что в начале 1990-х г. грузинский народ (не с помощью Штатов или Британии) добровольно отдал свои голоса человеку, который говорил об осетинах, как о «мусоре, который следует вымести через Рокский тоннель». Этого человека, которого звали Звиад Гасмсахурдиа, политически реабилитировал нынешний президент, перешедший в августе 2008 года «от слов к делу». Тогда в 1991 году грузинские интеллектуалы в массе своей не поддержали пафос своего великого земляка Мераба Мамардашвили, сказавшего, что «если мой народ изберет Гамсахурдиа, то я буду против своего народа». Увы, начиная с этого времени, никто в Грузии не выбрал путь Мамардашвили. Исключение составляет разве что бывший министр иностранных дел СССР, бывший президент Грузии Э.Шеварднадзе, который решительно осудил грузинскую интервенцию в Южную Осетию, назвав ее «смертельной ошибкой». Наверное, приверженцев Шеварднадзе в Грузии все же не мало, но их голос в силу ряда обстоятельств звучит пока слабо.

Но поучать чужой народ непреложным истинам было бы неправильно. Однако если лидеры этого народа начинают целенаправленные действия по ликвидации другого народа, то совершенно очевидно, что соседи не должны безучастно наблюдать совершаемые преступления, даже если это делается кучкой безответственных политиков под прикрытием призывов «обеспечения единства территориальной целостности». Вполне логично, что Россия вступилась за жертвы агрессии, многие из которых являются ее гражданами.

На это обратил внимание министр иностранных дел России С.Лавров в статье, опубликованной в английской « The Financial Times ». Он отметил, что «этот конфликт затеяла не Россия, этот конфликт не обусловлен выбором, который сделала Россия». «В этом конфликте нет победителей. За несколько часов до вторжения Грузии Россия предпринимала усилия для принятия в Совете Безопасности ООН резолюции с призывом к отказу от применения силы обеими сторонами – и грузинской, и южноосетинской. Резолюция, которая могла бы предотвратить кровопролитие, была заблокирована западными странами», -- напомнил глава МИД РФ.

«После того как лидеры стран мира съехались в Пекин на Олимпиаду, грузинские войска начали полномасштабное нападение на область Южная Осетия, которая более 16 лет пользуется фактической независимостью. Большинство жителей области – российские граждане. По условиям соглашения от 1992 года, подписанного, в том числе, и Грузией, они имеют право на защиту, которую осуществляет немногочисленный контингент российских военнослужащих-миротворцев. В результате атаки на земле и с воздуха были жертвы среди миротворцев, а также погибли примерно 1600 мирных жителей, что повлекло за собой гуманитарную катастрофу и исход из области 30 тысяч беженцев», -- пишет С.Лавров.

«Таким образом, не стоит особенно удивляться, что Россия ответила на это неспровоцированное нападение на своих граждан, направив в Южную Осетию войска. Ни одна страна мира не станет стоять в стороне сложа руки, когда ее граждан убивают и изгоняют из их домов. Россия неоднократно предупреждала Тбилиси, что в случае необходимости применит силу для защиты своих граждан, и ее действия полностью отвечают нормам международного права, в том числе 51-й статье Устава ООН о праве на самозащиту», -- указал С.Лавров.

«Применение военной силы Россией в ответ на нападение Грузии на российских граждан и миротворцев было абсолютно соразмерным. Тактическая цель России состояла в том, чтобы вытеснить грузинские войска из данной области, в которую им, согласно международным соглашениям, входить запрещено. Несмотря на утверждения Грузии, будто она ввела режим одностороннего прекращения огня, продолжались постоянные атаки на российских миротворцев и пришедшие им на помощь войска – этот факт подтверждают наблюдатели и журналисты, находившиеся в области. У России не было другого выбора кроме как ударить по военной инфраструктуре за пределами области -- инфраструктуре, которая использовалась для поддержки грузинского наступления. Ответные меры России были точечными, соразмерными и правомерными», -- утверждает С.Лавров.

Он также отметил, что «Россия не намеревается аннексировать или оккупировать какую-либо часть Грузии и вновь подтверждает свое уважение к ее территориальной целостности». «В ближайшие несколько дней, при условии того, что Грузия воздержится от боевых действий и не станет держать свои войска в данной области, Россия продолжит дипломатические усилия, необходимые для консолидации этого временного прекращения боевых действий», -- заявил С.Лавров.

Параллельно Россия и отдельные лидеры европейских стран приняли совместные экстренные меры по урегулированию конфликта вокруг Южной Осетии. В результате длительных переговоров между Президентом Франции Н.Саркози и Президентом России Д.Медведевым было выработано соглашение, в котором формулировались условия достижения мира. «Независимая газета» напомнила, что соглашение изначально состояло из шести принципов урегулирования грузино-югоосетинского конфликта: не прибегать к использованию силы; окончательно прекратить все военные действия; обеспечить свободный доступ к гуманитарной помощи; вооруженные силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации; вооруженные силы Российской Федерации выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий, до создания международных механизмов российские миротворческие силы принимают дополнительные меры безопасности; начало международного обсуждения вопросов будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности. Однако затем, уже в Тбилиси, Н.Саркози был вынужден внести в шестой пункт правку, согласно которой о статусе непризнанных республик в документе прямо не говорится. Такова была принципиальная позиция Грузии. Правка была согласована с Д.Медведевым. Однако С.Лавров подчеркнул, что обсуждение проблемы обеспечения безопасности невозможно без рассмотрения вопроса о статусе непризнанных республик.

На заседании глав МИД Евросоюза в Брюсселе обсуждали план действий предложенный французским президентом Н.Саркози. У европосредников не наблюдалось готовности проявить непредвзятость и дать адекватную оценку агрессии Тбилиси против осетин. Выяснилось, что Польша и прибалты, поддержанные Лондоном, очень хотят пересмотреть не только роль российских миротворцев на Кавказе, но и весь комплекс отношений ЕС с Россией. Правда, Германия, Франция, Бельгия и Италия подошли к ситуации более реалистично. Так что немцы, итальянцы, а также греки наотрез отказались создать антимосковскую коалицию. В итоге главы МИД стран Евросоюза одобрили план урегулирования в Южной Осетии.

Однако реализовать достигнутые договоренности будет чрезвычайно сложно. Не последнюю роль в создании определенных преград на пути урегулирования конфликта играет расколотое мнение мировой, российской и грузинской общественности, противоположные позиции сторон.

Владимир Клавдин, политолог