Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

27.10.2008

Прогнозы пессимистов

Среди различных прогнозов, связанных с возможными последствиями нынешнего мирового финансового кризиса, встречаются пессимистические. Особенно это касается России. Например, недавно бывший помощник Президента России, ныне старший научный сотрудник Института Катона (Вашингтон) А.Илларионов высказал свою точку зрения по этому поводу. Он полагает, что российская экономика находится в более плачевном состоянии, нежели экономики других стран. Кроме общих причин фондового кризиса, в России существует свои, эксклюзивные, считает бывший президентский советник. В целом они на виду: конфликт в ТНК-BP, дело Мечела, военные столкновения с Грузией, с последующим односторонним признанием независимости Южной Осетии и Абхазии, плюс воинственная риторика российских властей, которые пытаются убедить мировое сообщество в том, что Россия не боится повторения холодной войны. Но инвесторы страшно боятся войн, недолюбливают разговоры о них и рефлекторно выводят средства из страны, руководство которой придерживается иного мнения. Произошедшее служит этому очередным подтверждением, полагает А.Илларионов.

Среди различных прогнозов, связанных с возможными последствиями нынешнего мирового финансового кризиса, встречаются пессимистические. Особенно это касается России. Например, недавно бывший помощник Президента России, ныне старший научный сотрудник Института Катона (Вашингтон) А.Илларионов высказал свою точку зрения по этому поводу. Он полагает, что российская экономика находится в более плачевном состоянии, нежели экономики других стран. Кроме общих причин фондового кризиса, в России существует свои, эксклюзивные, считает бывший президентский советник. В целом они на виду: конфликт в ТНК-BP, дело Мечела, военные столкновения с Грузией, с последующим односторонним признанием независимости Южной Осетии и Абхазии, плюс воинственная риторика российских властей, которые пытаются убедить мировое сообщество в том, что Россия не боится повторения холодной войны. Но инвесторы страшно боятся войн, недолюбливают разговоры о них и рефлекторно выводят средства из страны, руководство которой придерживается иного мнения. Произошедшее служит этому очередным подтверждением, полагает А.Илларионов.

Нет большого оптимизма у бывшего советника Президента России и в прогнозах. Схожесть мер в США и России, направленных на преодоление кризиса, на деле имеют существенные различия. Главное различие при этом не столько в стоимости пакетов мер для стабилизации собственной экономики, сколько в том, как эти деньги предполагается использовать. Российские власти не только выделяют средства в два раза превосходящие в отношении к национальному ВВП американский «План Полсона», но одновременно решают и другую задачу. А именно -- предоставляют эксклюзивные средства узкому кругу корпораций и банков, которые имеют особые отношения с властями, либо принадлежат государству. Иными словами кризис используется для перераспределения ресурсов, с целью установления монопольного контроля за экономикой. Это является логичным продолжением того политического курса, который установился в России в последние годы. Таким образом, делает вывод А.Илларионов, катастрофой является кризис рукотворный, создаваемый непосредственно российской властью. И. следовательно, любые меры, предпринимаемые правительством, обречены на провал, поскольку не отвечают интересам большинства россиян.

Схожего мнения придерживаются и аналитики журнала «Эксперт». К сожалению, пишет издание, пока действия правительства не позволяют рассчитывать на реализацию оптимистического сценария. Объявленный масштаб стимулирующего пакета мер впечатляет, но экономика в целом не ощутила этой поддержки. Реальную поддержку получило считаное количество банков и компаний. Остальным приходится выживать самостоятельно, а в условиях практически полной остановки кредитования, сокращения спроса и нарастающих сложностей с текущими платежами делать это становится все труднее. Во многих регионах даже вклады гражданам выдают лишь немногие банки, о кредитах компаниям и говорить не приходится. В этих условиях заявлять, что правительство будет поддерживать только крупнейшие банки (да, может, еще несколько десятков крупных банков), — значит ставить на неоправданно глубокий кризис.

За десять лет роста российская экономика стала значительно более сложным организмом, чем она была в 1990?е (тогда в России по сути и не было экономики в современном понимании). Поэтому полномасштабный кризис платежей не просто приведет к более острому кризису, он отбросит страну более чем на десять лет назад, считают аналитики из «Эксперта». Если не принять неотложных мер по более широкому рефинансированию банковской системы, экономика встанет. Сегодня чиновники аргументируют свой отказ поддерживать средние и мелкие банки тем, что правительство не имеет ресурсов, чтобы адекватно оценить их коммерческие риски. Но после того, как эти сотни банков обанкротятся и в стране останется три госбанка, правительству придется оценивать риски десятков тысяч частных компаний. Правительство и эти три банка справятся с такой работой?

Правительство просто не знает, пишет издание, насколько сложна сегодняшняя российская экономика. Своим нежеланием брать на себя ответственность, своим бездействием оно может эту сложность уничтожить. Если правительство не начнет действовать в интересах более широких кругов бизнеса, российская экономика переживет классический нерегулируемый кризис времен дикого капитализма конца XIX века, когда всякое заметное ухудшение конъюнктуры ставило экономики на грань коллапса. И тогда не спасут уже никакие резервы и никакие денежные вливания.

Владимир Клавдин, политолог