Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

17.11.2008

Рационализм, амбиции и сельское хозяйство

Непростая ситуация, сложившаяся в финансовом секторе Российской Федерации, привела к отсутствию стабильности на внутреннем рынке продовольственных товаров. Существенный рост производства сельскохозяйственной продукции, который с начала 2008 года составил в России 6,5%, обернулся демонстрацией слабости агропромышленного комплекса и конфликтом интересов товаропроводящих сетей и производителей. Рост цен на продовольственные товары с начала года превысил 20%. Помимо всего, сохранилась тенденция к высокой зависимости от импорта продовольственных товаров.

Непростая ситуация, сложившаяся в финансовом секторе Российской Федерации, привела к отсутствию стабильности на внутреннем рынке продовольственных товаров. Существенный рост производства сельскохозяйственной продукции, который с начала 2008 года составил в России 6,5%, обернулся демонстрацией слабости агропромышленного комплекса и конфликтом интересов товаропроводящих сетей и производителей. Рост цен на продовольственные товары с начала года превысил 20%. Помимо всего, сохранилась тенденция к высокой зависимости от импорта продовольственных товаров.

В конце октября, увидел свет амбициозный проект доктрины продовольственной безопасности страны, рождённый в недрах Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Публикация проекта сопровождалась комментариями известных российских политиков и экономистов о целесообразности ограничения импортных поставок. Так, глава Минсельхоза РФ А. Гордеев утверждал, что высокая зависимость от импорта может спровоцировать в России продовольственный кризис, а вице-президент Россельхозакадемии И. Ушачев высказал убеждение, что 20% доля импорта является экономическим порогом, за которым «импорт не дополняет, а подавляет внутреннее производство». В качестве основных методов борьбы с засильем импортного продовольствия, пропагандировалась жёсткая тарифная политика и сокращение квот на поставку сельскохозяйственной продукции.

Согласно проекту, внутренние производство зерна, мяса, молока, растительного масла и сахара призвано на 80–90% удовлетворить спрос российских потребителей. Однако осуществление подобных планов в полной мере, возможно лишь при условии сохранения масштабных инвестиционных проектов, заложенных несколько лет назад. Подобные задачи регулярно декларируются правительством России, однако пути решения проблемы выглядят нечёткими, а стратегия импортозамещения в целом представляет собой конгломерат разноуровневых идей. Заявление А. Гордеева, о том, что государственные инвестиции будут направлены на стимулирование «эффективных проектов» вызвало споры о критериях определения эффективности. К. Колончин, директор департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции Минсельхоза РФ, считает необходимым инвестирование средств в создание новых мощностей. Между тем, форсированное строительство новых объектов АПК определялось основным направлением развития в докризисный период, а в нынешней ситуации, куда более важным выглядит развитие инфраструктуры и модернизация производственно-технического потенциала существующих предприятий.

В настоящее время на рынке наблюдаются явления противоположные ожидаемым. Например, удельный вес мяса и мясопродуктов внутреннего производства не превышает 58–65% общего объёма. Россия сохраняет за собой роль ведущего мясного импортёра. Темпы роста импорта мясной продукции значительно опережают увеличение внутренних объёмов производства, а определение квот носит произвольный характер. С начала года импорт мяса увеличился на четверть и достиг за девять месяцев 1,2 млн. тонн (порядка 3,5 млрд. долларов). Интересно, что согласно решению Минэкономразвития РФ, общий объем квоты на поставку мороженой свинины в Россию на 2008 год составляет 493,5 тыс. тонн, в том числе 49,8 тыс. тонн на США. В то же время, в январе-августе 2008 года импорт свинины из США в Россию по данным Американской федерации экспортеров мяса (USMEF) составил 141,4 тыс. тонн. Всего же поставки из США составили три четверти от общего объёма мясных квот. Квота на импорт мяса птицы в 2008 году снижается с 1,2 млн. тонн до 0,9 млн. тонн. По оценкам Минсельхоза РФ, разницу обеспечит прирост внутреннего производства, совокупный объём которого станет равным 2,2 млн. тонн. Однако квота на птицу была полностью выбрана уже в сентябре. Закрытие российского рынка для американских поставщиков мяса птицы вынудило Россию к поиску других партнёров в этой области. В числе первых оказалась Турция, испытывающая трудности в торговле с ЕС, из-за взаимных ограничений.

Основной проблемой в наращивании собственного производства выступает то, что порядка половины как мяса, так и молока в России – это продукция личных подсобных хозяйств, которая отличается сравнительно высокой себестоимостью, вызывает многочисленные проблемы со стандартизацией и характеризуется аритмичностью поставок перерабатывающим предприятием.

В настоящее время эксперты Food and Agriculture Organization of the United Nations ( FAO ) прогнозируют, что к 2017 году импорт мяса в Россию только вырастет и составит порядка 3 млн. тонн. К этому времени, Россия будет импортировать около 1,5 млн. тонн мяса птицы, 0,7 млн. тонн свинины и 0,8 млн. тонн говядины.

По прогнозам Евростата, производство молока в России сократится в 2008 году на 2,3%, в это же время его импорт возрастёт до 27% от потребностей внутреннего рынка, в том числе импорт сухого молока увеличится вдвое. Бдительное внимание Федеральной антимонопольной службы к ценообразованию в продовольственном сегменте рынка оставляет для добавленной стоимости всё более узкий люфт, тогда как удельная стоимость молочного сырья для переработчиков, несмотря на низкие закупочные цены, составляет более 70%.

Даже рекордный урожай зерна, определённый в загадочных «более 100 млн. тонн», оказался просто ненужным. Урожайность составила 22,2 центнера с гектара – это выше средних десятилетних показателей в 18,3 центнеров с гектара, но недостаточно для маломальской рентабельности производства, учитывая невысокое качество зерна и поставленную из рук вон плохо логистику. Основу урожая составляет пшеница 4 класса, рыночная цена которой сейчас равна 135–140, а себестоимость превышает 150 долларов за тонну. По признанию А. Злочевского, президента Российского зернового союза, урожай распределён крайне неравномерно. Например, в Центральном федеральном округе потери зерновых на этапе хранения могут составить 2 млн. тонн. В то же время, большинство элеваторов в Сибири стоят полупустыми. Перевозки зерна осуществляются в России повагонно, а иногда даже автомобильным транспортом и превосходят по стоимости маршрутизированную транспортировку внутри США. Вследствие итоговой неконкурентоспособности, экспорт российского зерна за последний месяц снизился с 3,3 до 2,1 млн. тонн.

Спецификой российских попыток модернизации сельскохозяйственной отрасли остаётся наличие в них предельной бюрократической составляющей. Если чиновников профильного министерства обязывают создать программу развития, то они подходят к этому делу со всей плановой ответственностью, затрачивают колоссальную энергию и средства. Итогом работы становится презентация методологически грамотного продукта, который, однако, настолько вываливается из рыночной конъюнктуры, словно его разработчики находились в творческом отпуске. Создаётся впечатление, что проведение в жизнь подобной политики вызвано необходимостью представлять регулярные отчёты о работе, а так же соображениями министерского престижа.

Местные власти вынуждены обращаться к установлению ценовых ограничений на базовые продукты питания и «мораториям» на повышение розничных цен. Это втравливает в конфликт Федеральную антимонопольную службу, которая рассматривает соглашения с торговыми сетями как картельные сговоры. Между тем, рост потребительских цен в России в значительной степени спровоцирован искусственным сдерживанием импорта с одной стороны и низкими закупочными ценами на сельскохозяйственное сырьё с другой. В прежние годы дефицит поставок минимизировался за счёт обилия кредитных линий для производителей и импортёров продовольствия, позволяющих не оглядываться на производственные издержки или заградительные таможенные пошлины. Теперь наступила пора оптимизации менеджмента.

Влад Григорьев.