Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

18.11.2008

Прогноз как дисфункция

Противоречивые стабилизационные меры российского правительства вызывают лёгкое сумасшествие на фондовом рынке в виде эффекта «челночных бегов» биржевых индексов. Обязательные приостановки торгов, при достижении пороговых изменений котировок, играют на руку спекулянтам, продавливающим рынок. С другой стороны бесперебойная работа биржи вообще никому не выгодна. Объём торгов на ММВБ в отдельные дни не превышал 3–4 млн. долларов, а экономика на сжимающемся рынке становится психологической дисциплиной. Принятие 12 ноября трёхлетнего бюджетного плана страны, должно было оказать эффективную психологическую поддержку рынку. Однако, основные прогнозные показатели, заточенные под конъюнктуру, которая сложилась в прежние «тучные годы», вряд ли справятся с ролью света в конце тоннеля, кажется, им уготована судьба проблесковых маячков. В выступлениях премьер-министра, министра финансов, председателя Центробанка Российской Федерации, не раз звучали идеи о том, что многие индикаторы претерпят корректировку, правительство получит широкие полномочия по перераспределению расходной части бюджета между отчётными годами. Закономерно возникает вопрос. Если текущие изменения требуют обращения к тотальной редакции документа, а ведущие эксперты затрудняются определить макроэкономическую конъюнктуру даже в конце следующего года, то к чему разводить подобную бухгалтерию?

Противоречивые стабилизационные меры российского правительства вызывают лёгкое сумасшествие на фондовом рынке в виде эффекта «челночных бегов» биржевых индексов. Обязательные приостановки торгов, при достижении пороговых изменений котировок, играют на руку спекулянтам, продавливающим рынок. С другой стороны бесперебойная работа биржи вообще никому не выгодна. Объём торгов на ММВБ в отдельные дни не превышал 3–4 млн. долларов, а экономика на сжимающемся рынке становится психологической дисциплиной. Принятие 12 ноября трёхлетнего бюджетного плана страны, должно было оказать эффективную психологическую поддержку рынку. Однако, основные прогнозные показатели, заточенные под конъюнктуру, которая сложилась в прежние «тучные годы», вряд ли справятся с ролью света в конце тоннеля, кажется, им уготована судьба проблесковых маячков. В выступлениях премьер-министра, министра финансов, председателя Центробанка Российской Федерации, не раз звучали идеи о том, что многие индикаторы претерпят корректировку, правительство получит широкие полномочия по перераспределению расходной части бюджета между отчётными годами. Закономерно возникает вопрос. Если текущие изменения требуют обращения к тотальной редакции документа, а ведущие эксперты затрудняются определить макроэкономическую конъюнктуру даже в конце следующего года, то к чему разводить подобную бухгалтерию?

Совокупные затраты России на оборону в 2009 году составят 1,375 трлн. рублей или 15,24% расходной части бюджета, при том, что суммарные инвестиции в осуществление национальных проектов «Доступное и комфортное жильё гражданам России», «Образование» и «Здоровье» исчисляются 224 млрд. рублей – 2,48% расходов. Интересно отметить, что осуществление проекта «Доступное жилье» в целом, предполагается завершить уже в 2009 году. Так как его финансирование в 2010 и 2011 годах сокращается на порядок – с 91,2 млрд. рублей в 2009 году до 9,1 млрд. рублей в 2010 и 10,6 млрд. рублей в 2011 годах.

По прогнозам И. Башмакова, исполнительного директора Центра эффективного использования энергии, при цене нефти в 50 долларов за баррель курс рубля снизится до 40–45 рублей за доллар, а при 30 долларах за баррель обменный курс составит около 55 рублей за доллар. Бюджет станет дефицитным уже в 2009 году, если цена на российскую Urals упадет до 40 долларов за баррель. Инфляция в России тогда составит от 30 до 40% в год. Ради справедливости, стоит уточнить – последний прогноз был сделан в тот период, когда министр финансов А. Кудрин твердо обещал, что российская нефть не будет стоить ниже 70 долларов за баррель, таким образом рассматривался как исключительно гипотетический. Сегодня, в российских СМИ вошло в привычку куражится над незадачливыми прогнозами А. Кудрина и А. Миллера, оценивающими на гора нефтяное будущее в диапазоне от 50 до 250 долларов за баррель.

Согласно оценке Центробанка РФ общие выплаты по иностранным задолженностям в последнем квартале этого года составят около 40 млрд. долларов. Рефинансирование этой задолженности на международных рынках капитала будет сложной задачей. Со сложностями в получении средств столкнулся «Газпром», вынужденный пролонгировать кредитные аукционы. В октябре капитализация этой компании упала ниже 100 млрд. долларов , хотя еще в мае компания оценивалась в 3,5 раза больше . «Роснефть» и «Транснефть» увязли в безрезультативных переговорах с Китаем, который обусловил предоставление заимствований пятью видами обязательств – от государственных гарантий и залога инфраструктуры до обеспечения нефтью. Даже при успешном разрешении вопроса, полученные средства будут направлены не на осуществление инвестиционных программ, а всего лишь на погашение предыдущих кредитов. Так «Роснефть», претендующая на 15 млрд. долларов, должна будет к лету 2009 года выплатить иностранным кредиторам 13,4 млрд. долларов.

По данным рейтинговых агентств Fitch и Standard & Poor's в 2009 году российским банкам и компаниям предстоят среднесрочные и долгосрочные выплаты по обязательствам в размере около 80 млрд. долларов. Поддержка нефтегазовых компаний дорого обойдётся правительству России. По предположению министра финансов А. Кудрина на эти цели потребуется выделение порядка 100 млрд. долларов, в тоже время доходы бюджета от этой отрасли сократятся с 50% до 30–36%.

Учитывая сокращение добычи нефти на 8–12% из-за проблем с освоением новых месторождений и заложенной на 2009–2011 годы нижней ценовой планкой в 95 долларов за баррель, острой станет проблема наполнения доходной части бюджета. Существуют, конечно, доводы о том, что бюджет останется сбалансированным даже при ценах на Urals в 50 долларов за баррель, так как при значениях ниже 70 долларов за баррель, правительство автоматически задействует Резервный фонд (3,57 трлн. рублей, на 1 ноября 2008 года), привлечёт средства из Фонда национального состояния (1,7 трлн. рублей, на 1 ноября 2008 года) и даже займётся перераспределением средств в рамках трехлетней программы.

Даже прогноз Центробанка РФ по золотовалютным резервам в 2009 году сократился с 654–778 до 543–668 млрд. долларов. Эксперты Fitch прогнозируют сокращение совокупных резервов до 440 млрд. долларов к концу 2009 года, в сравнении с пиковым уровнем в 600 млрд. долларов в июле 2009 года. Отмечается, что бюджет сохранит сбалансированность при цене на российскую нефть в 65 долларов за баррель.

Наукообразный оптимизм российских правительственных экспертов сводится к различным обоснованиям сентенции, что денег в стране должно хватить как минимум на год. Что же, остаётся радоваться их стоическому спокойствию.

Влад Григорьев