Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

19.01.2007

Депутаты приступают к работе

Завершилась кампания по выборам депутатов Советов. Аналитики и политологи еще долго будут комментировать ее итоги, делать выводы, извлекать уроки, но главный результат выглядит впечатляющим: в ходе первого тура удалось сформировать Советы всех уровней, что позволило, во-первых,  значительно сэкономить выделенные финансовые средства, а, во-вторых, депутатам непосредственно, без ожиданий, приступить к выполнению своих обязанностей. Безусловно, это стало возможным, в первую очередь, благодаря изменениям, внесенным в Избирательный кодекс нашими парламентариями, согласно которым мажоритарная система абсолютного большинства превратилась в систему относительного большинства, предполагающей выявление победителей уже в первом туре.

Завершилась кампания по выборам депутатов Советов. Аналитики и политологи еще долго будут комментировать ее итоги, делать выводы, извлекать уроки, но главный результат выглядит впечатляющим: в ходе первого тура удалось сформировать Советы всех уровней, что позволило, во-первых,  значительно сэкономить выделенные финансовые средства, а, во-вторых, депутатам непосредственно, без ожиданий, приступить к выполнению своих обязанностей. Безусловно, это стало возможным, в первую очередь, благодаря изменениям, внесенным в Избирательный кодекс нашими парламентариями, согласно которым мажоритарная система абсолютного большинства превратилась в систему относительного большинства, предполагающей выявление победителей уже в первом туре.

Но нельзя сбрасывать со счета и кропотливую работу трудовых коллективов по выдвижению своих кандидатов, активность их агитационных групп, объективную, четкую работу избирательных комиссий разного ранга. Ведь депутат местного Совета – это должен быть человек, который знает не понаслышке и озабочен проблемами своего предприятия, города, села, района, области. Поэтому трудовые коллективы проявили принципиальность, выдвинув своих лучших представителей в кандидаты в депутаты. А избиратели их поддержали. Есть уверенность в том, что именно такие компетентные люди пришли в нынешние Советы. Весьма показательно, что подавляющее большинство новых составов депутатов – выдвиженцы от трудовых коллективов. По результатам выборов сформировано 1 тыс. 581 местный Совет, из них: 6 областных и минский городской, 118 районных, 13 городских в городах областного подчинения, 14 городских в городах районного подчинения, 66 поселковых и 1 тыс. 363 сельских. Избраны 22 тыс. 639 депутатов. «Это на 22 депутата меньше, чем необходимо в соответствии с округами, так как в трех округах выборы не проходили, поскольку кандидаты выбыли. В 19 округах кандидаты не избраны из-за того, что процент протестного голосования оказался выше, чем в их поддержку», – сообщила председатель Центризбиркома Л.Ермошина.

   Среди избранных депутатов женщины составили 45,7 % от общего количества депутатов, депутаты действующего созыва, избранные на новый срок, – 51,2 %, депутаты в возрасте до 30 лет – 6,3 %. Среди избранных депутатов 11 человек являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь и имеющими право участвовать в выборах.

    В состав депутатов вошли работники промышленности, торговли, транспорта, строительства (13,9 %), сельского хозяйства (28,3 %), образования (16,5 %), здравоохранения и социальной защиты (8,7 %), военнослужащие и работники правоохранительных органов (3,2 %), служащие государственных органов (13,7 %), иных сфер деятельности (16,3 %).

Председатель Центризбиркома отметила, что в Беларуси увеличивается количество избираемой молодежи. Большинство молодых людей, принявших участие в выборах, входят в состав БРСМ. По словам главы ЦИК, «1465 избранных депутатов местных Советов являются членами БРСМ, что свидетельствует об авторитетности этой организации и ее поддержке со стороны населения».

Много было прогнозов, относительно активности самих избирателей. Но и тут пессимисты были посрамлены. По официальным данным, явка составила 78,7%. Наиболее высокая явка избирателей зафиксирована в Витебской области — 90,4%, самая низкая — в Минске (60,1%). Досрочно (с 9 по 13 января) проголосовали 24,9% наших сограждан.

Явка избирателей на участках была на 5% выше, чем на местных выборах 2003 года, и на 15% ниже явки на выборах президента Беларуси в 2006 году. Такая активность очень высока для местных выборов. Главной причиной высокой явки по сравнению с предыдущими местными выборами является стремление граждан высказать свое отношение к власти, которая проводит политику на улучшение жизненного уровня. Конечно, многие избиратели хотят, чтобы изменений к лучшему было больше, но вряд ли кто-то будет отрицать, что улучшение благосостояния налицо.

Особенность прошедшей избирательной кампании – слабая активность политических партий, в т.ч. оппозиционных. Весьма показательно, что 97% кандидатов в депутаты местных Советов были беспартийными, и только 2,2% были представители различных политических партий.  В итоге успехи партийцев в этом году оказались более чем скромными – они составили 1,5 % от общего количества депутатов. Напомним, что по итогам кампании выборов в Советы в 2003 г. среди более чем 23 тыс. депутатов Советов различных уровней только 257 были членами партий, что составило лишь около 1,1 % всех депутатов. Причем, 19 членов партий были избраны в составы областных Советов, 119 – в составы 117 районных Советов. Тогда в 2003 г. лидерами стали КПБ, которая провела в депутаты всех уровней 107 своих партийцев, ПКБ, заполучившая 78 депутатских мандатов, и Аграрная партия, 39 членов которой стали депутатами. Ныне партийное количество несколько увеличилось, но не намного. Только двое из 55 избранных депутатов Минского Совета являются представителями политических партий. Один из них представляет Либерально-демократическую партию, другой – Социально-спортивную партию.

Подобные факты свидетельствуют о том, что политические партии еще не стали активными политическими субъектами, основная задача которых – участие в выборах. Вероятно, их лидерам нечего предложить избирателю, а общие рассуждения насчет «демократии и справедливости» уже давно набили оскомину электорату. Вот почему некоторые оппозиционные партии так и не смогли даже выработать хоть какую-то вразумительную стратегию и тактику. Поначалу оппозиционные деятели громогласно заявляли о том, что главное в участии выборов – это работа с электоратом. Затем пошли разговоры о бойкоте выборов. Дескать, надо избирательную кампанию использовать для выборов делегатов на так называемый «Конгресс демократических сил» – очередную тусовку оппозиционеров. И тут же раздались голоса о нецелесообразности проведения «Конгресса».

Вскоре наступил полный оппозиционный раздрай: кто-то из оппозиционеров снимал свои кандидатуры, кто-то оставлял. И как бы там ни хорохорился лидер Партии БНФ В.Вечерко по поводу того, что «объединенные демократические силы выбрали правильную стратегию, сосредоточившись на функциональной части кампании: раздаче листовок, выступлениях на радио, где возможно — в местной прессе, проведении встреч с избирателями», вывод очевиден: оппозиция еще раз продемонстрировала свою немощность и убогость. Но важен и другой вывод: Советы не превратились в дискуссионные клубы, а будут оперативно и квалифицированно решать многие вопросы нашей жизни.

На творческую и созидательную работу Советов нацелен Указ Президента Республики Беларусь № 21 от 12 января 2007 г. «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения». Данный указ, безусловно, расширяет финансовые возможности Советов и рассчитан на более эффективное использование денежных средств.

Впереди большая и кропотливая работа Советов всех уровней. И тут очень важно, чтобы депутаты не забывали о наказах избирателей и своих обещаниях. Поэтому общественный, гласный контроль за избранниками крайне необходим. Такой формой контроля и  управленческой работы могут быть обсуждения местных проблем в коммунальных клубах, сформированных как по территориальному, так и по отраслевому принципу, предшествующие принятию важных решений Советами и исполнительными органами. Жители вправе принимать участие в общественных слушаниях, представляющих собой встречи с депутатами местного Совета и должностными лицами местного самоуправления, во время которых анализируется информация о состоянии местных дел, вносятся предложения по вопросам местного значения.

Недавно отвечая на вопрос журналистов: «Чего ожидает белорусское государство от нового созыва местных Советов?», Президент Республики Беларусь А.Лукашенко ответил четко и лаконично: «Стабильности, спокойствия, решения тех вопросов, которые связаны с работой местных Советов». Народ ждет в будущем слаженной работы от нового созыва Советов.

Владимир Клавдин, политолог