Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

30.11.2006

К итогам минского Саммита СНГ

Накануне Саммита СНГ, состоявшегося в Минске, высказывалось немало прогнозов. Скептики ожидали даже официальных заявлений от некоторых государств, прежде всего Грузии, о выходе из Содружества. Оптимисты выражали надежду, что СНГ обретет новое дыхание, а у глав государств хватит сил и мудрости, чтобы начать его реформу. Несмотря на то, что рассмотрение проблем реформирования Содружества отложили в очередной раз, до лета будущего года, оптимисты не пребывают в унынии.

Накануне Саммита СНГ, состоявшегося в Минске, высказывалось немало прогнозов. Скептики ожидали даже официальных заявлений от некоторых государств, прежде всего Грузии, о выходе из Содружества. Оптимисты выражали надежду, что СНГ обретет новое дыхание, а у глав государств хватит сил и мудрости, чтобы начать его реформу. Несмотря на то, что рассмотрение проблем реформирования Содружества отложили в очередной раз, до лета будущего года, оптимисты не пребывают в унынии.

Стратегия будущего взаимодействия в формате 12 стран Содружества и пути дальнейшего развития этой организации стали центральной темой заседания Совета глав государств-участников СНГ. На рассмотрение президентов Группой высокого уровня (ГВУ), которую возглавлял представитель Беларуси У.Латыпов, был внесен доклад по вопросам повышения эффективности СНГ.  Как заявил А.Лукашенко на встрече глав государств в узком составе, странам СНГ необходимо, в первую очередь, развивать взаимодействие в сфере экономики, коллективно обеспечивать гражданам Содружества основные социальные права и гарантии.

Резюмируя прошедшие переговоры, исполнительный секретарь СНГ В.Рушайло отметил, что главы государств на базе доклада Группы высокого уровня по вопросам повышения эффективности СНГ провели «обстоятельный обмен мнениями по теме совершенствования и реформирования Содружества и перспективах его развития». Президенты рассмотрели большой пакет документов, касающихся сотрудничества по трем основным направлениям - в экономике, безопасности и гуманитарной сфере. Лидеры стран СНГ обсудили вопросы, касающиеся активизации сотрудничества в борьбе с незаконной миграцией, руководителя Антитеррористического центра, проведения следующего Саммита СНГ. «По этим вопросам приняты соответствующие решения», – сообщил В.Рушайло.

По итогам минского Саммита в части экономической интеграции подписан документ о ходе выполнения плана реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере в 2003-2010 годах. Вместе с тем, президенты стран СНГ не смогли найти консенсус по проекту заявления глав государств Содружества о договорно-правовом оформлении государственных границ между странами-участницами СНГ. Президенты поручили Совету Министров иностранных дел Содружества на основе доклада ГВУ разработать и представить им на рассмотрение до 1 июня 2007 года концепцию реформирования СНГ.

Как отмечено в докладе ГВУ, в настоящее время необходимо сосредоточиться на главном – выработке экономической стратегии развития СНГ на 10-15 лет вперед для создания на территории Содружества цивилизованного конкурентного рынка, заставляющего производителей товаров и услуг действовать в интересах конечного потребителя.

Доклад намечает и контуры механизма политического взаимодействия в рамках Содружества. По мнению авторов доклада, эффективной реализации потенциала Совета глав государств способствовали бы рассмотрение этим органом только вопросов стратегической важности («рассматривать проблемы, а не документы»), передача блока остальных вопросов и документов в ведение Совета глав правительств, Совета Министров иностранных дел и других органов. Весьма эффективной является практика неформальных встреч со «свободной повесткой дня».

Таким образом, имеет смысл признать, что процесс модернизации СНГ не обещает быть легким и молниеносным. Впрочем, иного вряд ли стоило ожидать. За полтора десятка лет существования Содружества в нынешнем виде накопилось немало проблем, инерция которых достаточно сильна. Однако, несмотря даже на разность внешнеполитических ориентиров стран–участниц, по словам Президента Казахстана Н.Назарбаева, все президенты склоняются к мысли, что Содружество — как минимум необходимая площадка для встреч и обмена мнениями. Оно никому не мешает. В этом контексте небезынтересно узнать, что, несмотря на слухи о возможном выходе из СНГ Грузии, ни одного официального документа подобного содержания в аппарат исполкома Содружества не поступало. Об этом заявил В.Рушайло. Нормальный диалог еще никому не вредил. В этом и последовательная позиция белорусской стороны. О ее неизменности коллегам напомнил А.Лукашенко, отметив, что «Беларусь была и остается активным сторонником интеграционных процессов на постсоветском пространстве».

Минский Саммит активно использовался главами государств для двухсторонних встреч и переговоров. В день Саммита состоялась встреча президентов Беларуси и России, в ходе которой А.Лукашенко и В.Путин обсудили актуальные вопросы строительства Союзного государства. Рассмотрен ход реализации договоренностей, достигнутых во время недавних переговоров двух лидеров в Кремле.

На встрече было заявлено, что договоренность о создании белорусско-российского СП на базе «Белтрансгаза» будет достигнута к 1 января 2007 года. Лидеры двух стран подтвердили имеющиеся договоренности и готовность обеих сторон к созданию совместного предприятия между «Белтрансгазом» и «Газпромом» по принципу 50 на 50. Как отметил глава МИД Беларуси С.Мартынов, в настоящее время стороны подходят к ответственному, финальному этапу переговоров на эту тему. По словам С.Мартынова, переговоры проходят в интенсивном режиме и в конечном итоге будут опираться на выводы независимого оценщика «Белтрансгаза», с которым согласились обе стороны.

Несмотря на то, что, например, Президент Украины В.Ющенко был разочарован Саммитом, он доволен переговорами с президентами других стран СНГ. По словам В.Ющенко, у Украины было много надежд на потенциал этого Саммита, однако не все они исполнились, поскольку не все конструктивные позиции были учтены. В то же время Президент считает, что в Минске был принят ряд важных решений. «Украина продолжает рассматривать СНГ как инструмент многосторонней дипломатии, особенно в экономической сфере», – подчеркнул В.Ющенко. Он также отметил «большой позитив» в формате двусторонних встреч и консультаций, проведенных с президентами Узбекистана И.Каримовым, Молдавии – В.Ворониным, Азербайджана – И.Алиевым, Беларуси – А.Лукашенко и России – В.Путиным.

         Что же касается иных ожиданий от минской встречи в верхах, связанных, например, с возможностью личного общения президентов России и Грузии, то оно состоялось в точном соответствии с изложенным ранее в Кремле сценарием – В.Путин и М.Саакашвили обменялись рукопожатиями перед тем, как усесться за круглый стол Саммита. А затем, возможно, обменялись несколькими фразами в течение нескольких минут. Уже в аэропорту, перед вылетом грузинской делегации из Минска, журналистам удалось пообщаться с министром иностранных дел Грузии Г.Бежуашвили. Он подтвердил, что встреча В.Путина и М.Саакашвили состоялась, что она была недолгой, но успешной. «В каком смысле?», – попросил уточнить один из журналистов. «В том смысле, что президенты посмотрели друг другу в глаза и что, возможно, еще до конца этого года это воплотится в конкретные российско-грузинские договоренности, которые позволят снять остроту конфликта между Москвой и Тбилиси».

         После завершения Саммита В.Путин провел еще ряд двусторонних встреч. В частности, Президенты России и Молдавии обсудили весь комплекс отношений, в том числе поставки молдавской сельхозпродукции в Российскую Федерацию, энергетику и политические вопросы. «Мы договорились о возобновлении поставок мяса и вина из Молдавии в Россию», – сказал В.Путин. Президент России отметил, что российские и молдавские специалисты будут заниматься совместными проверками качества продукции на молдавских предприятиях.

         Президенты Беларуси, Украины и Азербайджана пришли к выводу, что могут интенсифицировать сотрудничество в энергосфере. «Мы обсудили, в частности, вопросы, связанные с нефтепроводом Одесса–Броды и с использованием этого маршрута для белорусских нефтеперерабатывающих предприятий», – заявил Президент Украины. По итогам встречи президентов принято решение создать рабочую группу по вопросам энергетики при участии профильных министров трех стран. Кроме того, украинская сторона предложила создать консорциум, который в формате СНГ объединил бы страны – экспортеры, транзитеры и импортеры нефти и газа, что, по ее мнению, создаст условия для гарантированного обеспечения энергоресурсами стран СНГ и для организации маршрутов по транспортировке энергоносителей, в частности, в ЕС.

         Некоторые аналитики считают, что СНГ обречен на «постепенное угасание», что реальных перспектив у Содружества нет. Однако большинство политологов склоняется все же во мнении, что будущее СНГ внушает оптимизм. Как отметил Министр иностранных дел Беларуси С.Мартынов, СНГ не имеет альтернативы в качестве площадки для переговоров и минский Саммит был тому подтверждением. По всем рассматриваемым вопросам главы государств нашли понимание и определили алгоритм дальнейших действий.

         Владимир Клавдин, политолог