Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

25.08.2005

Бюджетные «прикидки» России

Разработка и принятие главного финансового документа России всегда проходила в оживленных дискуссиях и спорах. Не стал исключением и бюджет-2006. Однако особых страстей не было. Вероятно, это связано с тем, что доходы от продажи нефти обеспечили сравнительно спокойную жизнь его разработчикам. К тому же многие вопросы были урегулированы во время так называемого «нулевого», т.е предварительного, чтения с участием думцев-«единороссов» и представителей правительства. В итоге правительство вынесло свой вердикт, решив после недолгих дебатов передать главный финансовый документ на рассмотрение нижней палаты.

Разработка и принятие главного финансового документа России всегда проходила в оживленных дискуссиях и спорах. Не стал исключением и бюджет-2006. Однако особых страстей не было. Вероятно, это связано с тем, что доходы от продажи нефти обеспечили сравнительно спокойную жизнь его разработчикам. К тому же многие вопросы были урегулированы во время так называемого «нулевого», т.е предварительного, чтения с участием думцев-«единороссов» и представителей правительства. В итоге правительство вынесло свой вердикт, решив после недолгих дебатов передать главный финансовый документ на рассмотрение нижней палаты.

Тем не менее многие аналитики довольно скептически оценивают бюджет-2006. Объем расходов государственного бюджета увеличен на 24%. Это означает, что требование монетаристов проводить жесткую бюджетную политику не выдерживается. Государственные расходы выросли как минимум на 1% ВВП. С другой стороны, трехлетний экономический прогноз позволяет забыть о лозунге удвоения ВВП. Ежегодные темпы экономического роста в прогнозе зафиксированы на 2% меньше, чем нужно для удвоения.

Практически все без исключения отрасли государственного управления получили в будущем году дополнительное финансирование. Так, военные расходы вырастут на 4 млрд. долларов, вложения в экономику - на 3 млрд., в здравоохранение - на 2 млрд., в образование - на 1,6 млрд. Однако структура расходов в будущем году по сравнению с нынешним существенно не изменится. По-прежнему крупнейшим разделом госбюджета - примерно треть всех расходов - будут трансферты регионам и внебюджетным фондам. На втором месте - около 28% расходов - затраты на оборону и безопасность.

Несколько лет подряд падали вложения в отрасли экономики. В этом году впервые многолетняя традиция нарушена, а именно: почти на 1 процентный пункт упала доля расходов на оборону и безопасность, но зато увеличилась доля расходов на экономику (инвестфонд). А самым впечатляющим стал рост расходов на здравоохранение - примерно на 80%, с 70 до 127 млрд. рублей.

Но вот средства на содержание бюрократии, как и в предыдущие годы, растут. Например, на содержание президента РФ, его администрации, управления делами и полпредов будет выделено более 5 млрд. рублей - в 1,4 раза больше, чем в прошлом году. Дополнительные средства нужны президентской администрации для «облета самолетов», закупки новых авиационных судов, а также - кроме прочего - для выплаты компенсаций по решению Европейского суда по правам человека, поскольку обращений в этот суд становится все больше.

Высшие должностные лица, объясняя, почему бюджет-2006 стоит назвать «бюджетом развития», говорят, что в нем увеличиваются инвестиции в экономику - а также вложения в человека (то есть, социальные расходы). Но этот тезис вызывает большие сомнения. Большая часть аналитиков склоняется во мнении, что правительство страдает  «головокружением от успехов», которые, к тому же, к его усилиям никакого отношения не имеют. Растут деньги, растут расходы бюджета, растут планы по расходованию бюджета. С одной стороны, это нормально, но с другой, – участились, и не без основания, разговоры о неизбежной угрозе роста инфляции. Пока нет никаких нормальных планов и процедур в отношении расходования средств, направленных на инвестиции.

Прежде всего необходимо модернизировать инфраструктуру. И значительная ее часть может модернизироваться только под государственные гарантии, потому что бизнес туда деньги вкладывать не будет. Но это требует серьезного финансового контроля и применения довольно сложных финансовых систем. Правительство пока не демонстрировало ни желания, ни способностей этим заниматься. Оно будет тратить в 2006 году, как следует из проекта бюджета, небольшую часть этих денег, но они будут пущены на ветер, потому что о финансовом контроле речи не идет. «Бюджет коррупции» – такое определение, возможно, выглядит излишне эмоциональным, но, к сожалению, имеет все на то основания.