Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

30.08.2005

Проамериканский проект «АнтиСНГ»

Август для России и всего постсоветского пространства всегда чреват какими-то трагедиями, происшествиями, потрясениями. Нынешний последний месяц лета выдался сравнительно спокойным, но все же без политических сенсаций не обошлось. На их эксклюзивное соавторство претендуют президенты Украины и Грузии. Сначала в Боржоми «дуэт» М.Саакашвили и В.Ющенко озвучил инициативу проведения осенью 2005 г. саммита «всех демократических государств региона». Затем в Крыму состоялись переговоры президентов уже четырех стран – Польши, Литвы, Грузии и Украины, в ходе которых обсуждались «перспективы сотрудничества в Балтийско-Черноморском регионе».

Август для России и всего постсоветского пространства всегда чреват какими-то трагедиями, происшествиями, потрясениями. Нынешний последний месяц лета выдался сравнительно спокойным, но все же без политических сенсаций не обошлось. На их эксклюзивное соавторство претендуют президенты Украины и Грузии. Сначала в Боржоми «дуэт» М.Саакашвили и В.Ющенко озвучил инициативу проведения осенью 2005 г. саммита «всех демократических государств региона». Затем в Крыму состоялись переговоры президентов уже четырех стран – Польши, Литвы, Грузии и Украины, в ходе которых обсуждались «перспективы сотрудничества в Балтийско-Черноморском регионе».

Некоторые аналитики увидели в этих встречах президентов не только попытку создания альтернативного СНГ Содружества, но и стремление выдвинуть своего рода «санитарный кордон» на границах с Россией. На первый взгляд, подобные инициативы отвечают интересам ЕС, расширению его масштабов, ведь Польша и Литва уже являются его членами, а Украина и Грузия грезят попасть в семью европейских демократий. Но такое суждение выглядит все же поверхностным. На самом деле, команду «четырех» объединяет обычный проамериканизм, жгучее желание выслужиться перед Соединенными Штатами, хотя мотивы поведения Украины, Грузии, Литвы и Польши могут отличаться лишь в нюансах и деталях.

Скажем, новые руководители Украины и Грузии особыми успехами во внутренней политике похвастаться не могут. Растут цены при отсутствии экономического роста, ожидания насчет зарубежных инвестиций явно затянулись. Руководство Грузии получило должный отпор в своих стремлениях «приструнить» Абхазию и Южную Осетию. Среди новой украинской элиты, как оказалось, нет обещанного единства – грызня за передел собственности «кучмистов» уже не укладывается в «демократические» нормы и правила элементарного приличия. У «оранжево-розовых» лидеров остается еще одна надежда – взбаламутить постсоветское пространство, презентовать себя истинными «борцами» против «российских имперских амбиций». Глядишь, подобное рвение оценят в Вашингтоне, выделят очередной транш на «укрепление демократии».

Растет определенное разочарование и в Литве. Членство в Евросоюзе особых дивидендов не принесло. А верховодить на Балтийском побережье также не получается. Тут конкурентов хватает. Вот почему грузино-украинские инициативы по созданию «общества демократического выбора» В.Адамкус назвал «прекрасными».

Но больше всего претензий и амбиций у лидеров Польши. «Евроинтеграция» для них дает пробуксовку. Континентальное сообщество раскалывается на «старую» и «новую» Европу. Причем, первая не прочь подчинить вторую. Не исключено, что в данных условиях Польша попытается претендовать на роль лидера всего массива постсоветских и постсоциалистических стран Балтийско-Черноморского лимитрофа (лимитрофами в древние времена назывались провинции Римской империи), а также российско-цивилизационного «междумирья» (к которому относятся Словакия, Румыния, Латвия, Молдавия и др.). Особенно Польша заинтересована в том, чтобы, как пишут некоторые польские обозреватели, «вырвать Украину из объятий Москвы». Большие надежды возлагаются на завершение проекта польско-украинского нефтепровода Одесса-Броды-Гданьск, к которому была бы присоединена «нитка» из Азербайджана. Если подобное «демократическое Сообщество» будет создано, то укрепились бы позиции Польши на Западе.

Естественно, такие идеи следует реализовывать под аккомпанемент создания «образа врага». Вот почему из старых пропагандистских чуланов ушлые пиарщики достали обветшалые лозунги об «имперских притязаниях России», «диктате Москвы» и др. Разумеется, данная пиар-кампания происходит с полного одобрения Вашингтона. Становится очевидным, что локальная политика Варшавы, нацеленная на вытеснение России из Балтийско-Черноморского региона, является элементом глобальной политики США, чья цель – обеспечение своего безраздельного геопланетарного лидерства.

Позиционирование России в качестве «врага» необходимо, в частности, для установления контроля над странами российско-европейского «междумирья», который для «мирового гегемона» необычайно важен. Этот пояс отделяет друг от друга платформы соответствующих цивилизаций, играющих немалую роль в глобальной политике, их «центры силы». Это также станет гарантом того, что эти страны не объединятся в направленный против «гегемона» кулак. Кроме того, сколько-нибудь целостный политико-экономический блок, созданный из народов Балтийско-Черноморской зоны, может быть направлен не только против России, но и, при необходимости, «развернут» на «коренную» Европу. Все это, вне всякого сомнения, также отвечает интересам Соединенных Штатов.

Сначала в «старой» Европе довольно снисходительно относились к геополитическим играм новых лимитрофных членов Евросоюза. Дескать, пусть порезвятся! Но вскоре «элитные» европейцы, у которых свои счеты с заокеанскими глобалистами, не на шутку встревожились. Как бы геополитические амбиции только принятых в Евросоюз и стучащихся в его двери не создали проблемы для ставшего устойчивым гарантированного притока энергоресурсов с Востока. Да и польский электротехник Янек бесцеремонно претендует на обслуживание постоянной клиентуры его коллеги – француза Жана. А польские фермеры не хотят уступать немецкому и французскому зерну. В Париже и Берлине уже задумались над тем, как бы «осадить» амбициозных лимитрофов.

Тем временем Украина, похоже, сделала очередные шаги по созданию альтернативы СНГ. Прозвучавшие заявления некоторых киевских политиков о намерении Украины выйти из ЕЭП, несмотря на последовавшие неубедительные попытки их дезавуирования со стороны В.Ющенко и Ю.Тимошенко, довольно симптоматичны и показывают, что Киев намерен выполнить все, что ему скажут в Вашингтоне. Об этом же свидетельствует и тот факт, что Украина накануне казанского саммита СНГ не согласилась с проектом Договора о гуманитарном сотрудничестве стран-участниц Содружества, а также о Командующем коллективными силами по поддержанию мира в зоне конфликта в Абхазии и Грузии.

Подобные демарши вызвали соответствующую реакцию в Москве. Информационные ресурсы дружно процитировали некого высокопоставленного кремлевского источника, пояснившего, что целью новой российской политики является придание «цивилизованного характера отношениям Москвы с Вашингтоном и европейскими структурами на территории бывшего СССР». «У нас хватит терпения, даже если на это потребуются годы, чтобы объяснить своим партнерам по СНГ, что Москва не собирается восстанавливать советскую империю, – продолжал он. – Однако Россию не устраивает положение, при котором она фактически субсидирует экономику ряда стран, поставляя им энергоресурсы по убыточным для себя ценам, а народы там по-прежнему голодают. Именно такие ситуации и создают почву для «оранжевых революций», после которых мало что меняется, зато новые правители, по крайней мере, некоторые из них, получают напрямую или скрыто зарплату от американцев».

Можно по-разному относиться к словам высокопоставленного кремлевского анонима, тем более, что в самой российской политической элите немало сторонников проамериканского курса. Но совершенно очевидно другое: проамериканский проект, альтернативный СНГ, начинает обретать реальные очертания. Насколько сможет Кремль найти соответствующие политические и экономические рычаги для обуздания амбиций лидеров «цветных революций» покажет время.