Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

01.09.2005

Слухи о кончине СНГ являются явно преувеличенными

Итоги казанского саммита СНГ еще долго будут анализироваться аналитиками, политологами, обозревателями. Но главный вывод очевиден: слухи о скорой кончине Содружества, о чем так категорично накануне казанских встреч писали некоторые издания, оказались все же явно преувеличенными. Впрочем, фактический выход Туркменистана из СНГ – а именно так можно расценить заявление его представителя об ассоциированном членстве в этой организации (т.е. выполнение решений СНГ по усмотрению его участника) – достаточно неприятен. Особой трагедии из этого не делали. Тем более, что Туркменистан в свое время не подписал Устав СНГ, и поэтому его ассоциированный статус в Содружестве всего лишь юридически закрепляет фактически сложившуюся ситуацию. К тому же туркменский президент С.Ниязов не очень жаловал саммиты СНГ.

Итоги казанского саммита СНГ еще долго будут анализироваться аналитиками, политологами, обозревателями. Но главный вывод очевиден: слухи о скорой кончине Содружества, о чем так категорично накануне казанских встреч писали некоторые издания, оказались все же явно преувеличенными. Впрочем, фактический выход Туркменистана из СНГ – а именно так можно расценить заявление его представителя об ассоциированном членстве в этой организации (т.е. выполнение решений СНГ по усмотрению его участника) – достаточно неприятен. Особой трагедии из этого не делали. Тем более, что Туркменистан в свое время не подписал Устав СНГ, и поэтому его ассоциированный статус в Содружестве всего лишь юридически закрепляет фактически сложившуюся ситуацию. К тому же туркменский президент С.Ниязов не очень жаловал саммиты СНГ.

В результате дискуссий было принято решение о начале реформирования СНГ. Содержательно этот процесс будет определять некий «совет мудрецов», куда войдут чиновники и представили общественности. Таким образом, саммит лишь зафиксировал признание всеми странами необходимости реформы, что на самом деле происходит уже много лет.

Вскоре стало известно содержание решения «О совершенствовании органов Содружества Независимых Государств». Решением предписывается до 1 января 2006 года упразднить Статистический комитет, Экономический суд, а также Юридическую службу Содружества. На 10% будет сокращен штат аппарата Координационной службы Совета командующих пограничными войсками государств СНГ. Как и ожидалось, до конца этого года ликвидируют и Штаб по координации военного сотрудничества стран – участниц СНГ. Он был и пока остается самой многочисленной по штатному расписанию единицей из состава всех нынешних координирующих органов Содружества. Функции военного штаба СНГ передадут секретариату Совета министров обороны Содружества. Оказывается, ни одна из стран СНГ – ни лидеры, ни аппарат – не сомневается в необходимости сохранения органа, который бы координировал работу оборонных структур постсоветских государств. Выделено пять направлений, по которым будут предприниматься попытки совместного военного сотрудничества – это деятельность так называемой Объединенной системы ПВО СНГ, миротворчество, борьба с терроризмом, обеспечение безопасности в области авиаперелетов (функционирование системы «Пароль), а также координация деятельности комитетов: топографического, военно-технического, спортивного, гуманитарного и т.п.

Остальные решения по итогам саммита носили в основном точечный характер. Они касались вопросов пограничной политики, незаконной миграции, сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, гуманитарного сотрудничества государств СНГ. И даже по ним уже на последней стадии приходилось вычеркивать какие-то пункты из соглашений для того, чтобы подписание состоялось.

Таким образом, Саммит СНГ в Казани, на котором преобладали все же «мягкие ноты» (чему способствовали торжества по случаю 1000-летия города), следует оценить положительно. Впереди — сложная работа по реорганизации структур СНГ и придания ему большей жизнеспособности и конкретности. От того, насколько эта задача будет выполнена, зависит будущее СНГ и каждого государства-участника. Успех реорганизации СНГ и повышения доверия к нему зависит не только от политической воли Москвы, но и от конструктивизма всех членов Содружества.