Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Лучший урок литературы

21.07.2016

Григорий Рапота – молодым учителям: Сегодня здесь собрались только отличники

Государственный секретарь Союзного государства наградил финалистов конкурса #СилаСлова.

- У наших народов, россиян и белорусов, с древних времен были хранители памяти, хранители слова. Их преемниками можно назвать нас - учителей-филологов, которые не только хранят историю народа, его культуры и подвигов, но еще и передают его слово следующим поколениям.

Николай Пронев, учитель русского языка и литературы из Сочи, вместе с девятью своими коллегами вошел в число финалистов конкурса #СилаСлова. Организаторами состязания для молодых (возрастом до 28 лет) учителей-словесников выступил Постоянный комитет Союзного государства и МИА «Россия сегодня». На суд жюри поступило более ста работ от преподавателей из разных уголков России и Беларуси, из которых выбрали десять лучших. Награды победителям и лауреатам вручил Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота 20 июля в Москве.

 -  Подобные конкурсы – вызов не только для учителя, но и для его учеников, это наша совместная задача, - уверен Николай Пронев. - Я вообще считаю, что учитель должен чуть-чуть спуститься с пьедестала мастера, «гроссмейстера», который все знает и все умеет. Он должен наравне с учащимися быть таким же исследователем, как они. Тогда он сможет дать на все вопросы учеников честные ответы или вместе со школьниками найти их. Так ученики будут видеть в учителе не директора, который свысока смотрит и ставит оценки, а такого же партнера в поиске истины.


Учить и учиться самим

В российской столице финалистам #СилыСлова подготовили обширную двухдневную программу. Сразу после приезда, 19 июля, их ждали на выставку в Государственном литературном музее, потом - на экскурсию в легендарное информагентство «Россия сегодня», которое вот уже 75 лет одним из первых сообщает о главных событиях страны и мира. Завершился день просмотром военной драмы «72 часа» и встречей со съемочной группой фильма.

Впереди было самое главное – подведение итогов конкурса и чествование победителей. Но ведь не только за наградами приехали педагоги в Москву. Важен и обмен опытом, а потому второй день семинара открылся мастер-классом учителя-методиста московской школы имени Шарля де Голля Романа Дощинского. Темой для своего урока-проекта он выбрал творчество Янки Купалы и продемонстрировал, как с помощью современных технологий увлечь школьников напевной лирикой поэта. Да и не только школьников – молодые коллеги Романа Анатольевича, будто сами оказавшись за партой, активно включились в обсуждение стилистических средств в стихах знаменитого белоруса.


Как победить НЕчтение

Почувствовать себя на месте своих учеников конкурсантам в этот день пришлось еще раз. Во время круглого стола каждому из них предстояло небольшое выступление-самопрезентация. Чуть сбивчиво, как подготовивший урок, но немного разволновавшийся школьник, молодые преподаватели рассказывали о себе, родном городе и школе. И о своем призвании, которое у всех одно -  нести знания.

- Даже в этих коротких выступлениях я услышал очень важные мысли, которые стоило бы запомнить, - отметил Григорий Рапота, выслушав всех финалистов. - Что является бичом нашего общества и в Российской Федерации, и в Республике Беларусь? У нас очень много троечников. Много троечников-инженеров, из-за которых падают самолеты и рушатся здания, троечников в правоохранительных органах, троечников среди медиков. К сожалению, есть они и среди литераторов. Мы хотим, чтобы троечников было как можно меньше. Сейчас я смотрю на вас и считаю, что этой цели возможно добиться. Здесь собрались отличники, те, кто которые могут дать пример служения профессии и пример служения людям.

Почему школьники нередко скучают на уроках литературы, ведь этот предмет как никакой другой наиболее ярко отражает окружающий нас мир? И как победить распространенное сегодня явление НЕчтения? Во время круглого стола на эти вопросы сформулировали ответ: необходим новый подход к работе учителя. Не просто дать знания, а на всю жизнь привить любовь к литературе. Таким и должен быть главный принцип преподавания, освоить который может только тот, кто сам искренне «болеет» за родное слово.


«До детей можно достучаться всегда»

Наталья Гресь работает в школе белорусской Лиды только первый год. Преподает у 5-6 классов, но свой урок для #СилыСлова делала для старшеклассников. Именно ее проект получил самую высокую оценку профессионального жюри и принес молодому учителю победу в конкурсе.

 - В своей работе я рассматривала тему служения Отечеству на примере произведений Михаила Шолохова «Судьба человека» и Василя Быкова «Сотников» и «В тумане», - рассказала победительница. - Я считаю эту тему очень важной, потому что в данный момент у молодого поколения наблюдается спад патриотизма, интерес больше к материальному, чем к духовному. Ну а такого результата, конечно, не ожидала – просто делала то, что умею, то есть готовила урок. Целью его было привить интерес к прошлому своей страны и направить ребят на переосмысление настоящего. Дети чувствующие, до них можно достучаться всегда.


Наталья – не единственная, кто обращался к произведениям о Великой Отечественной войне в своих конкурсных работах. А ведь тема эта не такая простая, как кажется поначалу. Об этом напомнил Григорий Рапота, обращаясь к молодым специалистам.

  - Да, война дает возможность проявиться самым высоким порывам в человеке. Но она же и проявляет самые низменные чувства, - отметил Госсекретарь. - Война – это не только победа, это еще и убийства, кровь, слезы. Не случайно сразу после войны основным лозунгом было «Это не должно повториться». Повторяться не должны именно смерть и страдание. А лучшие человеческие качества давайте проявлять в мирное время.

1,5 км стеллажей с документами

Чтобы по-настоящему понять личность писателя, нужно окунуться в атмосферу, в которой он жил. Завершающим пунктом программы для конкурсантов стал визит в музей-квартиру Максима Горького на Малой Никитской. В этом доме в стиле модерн, когда-то построенном для семьи предпринимателя, искусствоведа и коллекционера Степана Рябушинского, Горький провел последние годы жизни. Мебель, детали интерьера – все сохранилось со времен классика. Здесь гостили Ромен Ролан, Бернард Шоу, Янка Купала и другие выдающиеся личности эпохи. А еще - Сталин, почти насильно поселивший «пролетарского автора» в слишком вычурный для выходца из низов особняк. Именно в этих стенах вождь народов произнес ставшую крылатой фразу о том, что писатель – это инженер человеческих душ.

Собрание музея по-настоящему уникальное: более 1200 рукописей Горького, десятки тысяч писем, личные вещи писателя, его коллекции книг, статуэток и живописи. Протяженность стеллажей с документами, имеющими отношение к классику, – 1,5 км! Да и само здание – впечатляющий архитектурный памятник, в котором передовые для того времени инженерные решения удивительным образом сочетаются с природными мотивами в дизайне комнат.

 - Я гарантированно приведу сюда своих учеников, когда мы будем изучать творчество Горького, -  поделилась финалистка конкурса из Москвы Дарья Лобанова. -  Они должны все это увидеть собственными глазами.


Возможность проявить себя

Конкурс для педагогов проводится Постоянным комитетом Союзного государства уже в третий раз, до литераторов в преподавательском таланте соревновались историки. Чем важны подобные состязания учителей, рассказала начальник Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Маргарита Левченко:

 - Анализируя опыт проведения трех конкурсов, могу сказать однозначно, что формат этого мероприятия выбран нами абсолютно правильно. Наш конкурс дает молодым преподавателям возможность реально проявить свои сильные качества и повысить интерес к тому предмету, с которым они участвуют в конкурсе. Будущее любой страны формируется на этапе молодого поколения. Если педагоги у молодежи люди понимающие, грамотные, образованные, интересующиеся, увлеченные, такими же будут и их ученики, которые со временем станут настоящими гражданами Союзного государства. Поэтому я считаю, что работа со школьными учителями – это одно из приоритетных направлений в деятельности Постоянного комитета Союзного государства.

Маргарита Левченко уверена: в последние годы уважение к профессии учителя растет. А значит, в школы придет больше не только квалифицированных специалистов, но и подлинных энтузиастов своего дела.

 - Я надеюсь, что те ребята, которые в этом году выбирают профессию учителя, через четыре-пять лет, придя в школы, принесут туда что-то новое и интересное, - отметила представитель Постоянного комитета. - И процесс обучения станет еще более увлекательным для тех молодых граждан, которые придут к ним на уроки.


ОФИЦИАЛЬНО

Григорий Рапота, Госсекретарь Союзного государства: «Глядя на молодых педагогов, мы видим будущее учительского искусства»

О конкурсе

Цель этих конкурсов – привлечь внимание к профессии учителя. Привлечь внимание к молодому учителю, который только начинает свою  работу. Именно глядя на молодых педагогов, мы видим будущее нашего учительского искусства. Выступления финалистов говорят о том, что это абсолютно сложившиеся зрелые люди с высокими нравственными устоями, которые занимаются именно тем делом, к которому они призваны. 

Мы бы хотели, чтобы эти конкурсы охватывали более широкий круг  преподавателей. Я думаю, что в будущем мы будем к этому стремиться. К тому, чтобы конкурс был общепризнанной площадкой для соревнования в сфере образования.

О едином образовательном пространстве России и Беларуси

Даже этот конкурс - содействие взаимному пониманию того, как идут процессы образования в России и Беларуси. В чем они могут отличаться, в чем – совпадать. В основном совпадают. Мы свою задачу создания единого образовательного пространства видим в том, чтобы потенциальные студенты, школьники могли обучаться и в России, и в Беларуси на равных правах. Прежде всего необходимо создать хорошие условия для обучения. А уж как ими воспользуются – это вопрос самих учеников и будущих студентов.

О своих учителях и Маяковском

- У нас был хороший преподаватель литературы. Наверное, она достигла той цели, о которой сегодня говорили молодые преподаватели - возбудила в нас интерес к литературе. Он меня потом сопровождал всю жизнь. Я учился в техническом вузе, но читал достаточно много, и это заслуга учителей. Для меня в свое время наиболее понятным поэтом был Маяковский, наверное, за его конструктивизм и простоту изложения стиля. Я и на выпускном экзамене писал сочинение по поэзии Маяковского. Я воспользовался бы ситуацией, чтобы выразить благодарность учителям литературы, которые научили нас любить читать.

Александра Егорова, фото Вадима Шерстеникина