Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

15.08.2022

Автор: Александр Хохлов

Фото: Проект «Партизаны Беларуси»

Приказ белорусским партизанам: «Эшелон – под уклон, паровоз – под откос»

80 лет назад, 9 августа 1942 года Центральный комитет КП(б) Белоруссии направил командирам и комиссарам вооруженных формирований народных мстителей письмо, в котором призвал к активизации диверсионной деятельности в тылу противника, в первую очередь на железных дорогах. В документе говорилось: «Войска и танки противника на поле боя представляют силу; будучи в эшелонах, они беззащитны и могут быть уничтожены группой партизан путем устройства крушения и разгрома, уничтожения поезда».

К 1 августу второго года войны на территории Белорусской ССР действовало 202 партизанских формирования общей численностью около 20 000 человек. Для донесения приказа всем партизанским отрядам и бригадам в рейд по вражеским тылам специально направили отряд «Боевой» под командованием майора Алексея Флегонтова. 127 всадников перешли линию фронта в районе «Суражских ворот». Выполняя поставленную задачу, отряд передал копии письма ЦК КП(б)Б командованию 13 партизанских бригад и 10 отдельных бригад, действовавшим на территории Витебской, Могилевской и Минской областей. От них приказ был передан всем другим советским подразделениям в Белоруссии.

За дело партизаны взялись без раскачки. Было кому минировать железнодорожное полотно, и было чем. В первой половине 1942 года в белорусские партизанские отряды было направлено 33 группы специально подготовленных подрывников. Также народные мстители получили с «Большой земли» 10 860 мин и 40 тонн взрывчатки, что позволило резко активизировать подрывную деятельность. Нацистская полиция безопасности в отчете для Берлина констатировала: если в первой половине 1942 года партизанами в Белоруссии было подорвано 20 немецких воинских эшелонов, то во второй половине – 160.

Уже в августе, получая неутешительные сводки о положении дел в тылу фашистских войск в Белоруссии, Адольф Гитлер приказал запретить употреблять в официальных документах и устных приказах устрашающее и деморализующее войска вермахта слово partisan. Слово немцы из соображений психологического порядка запретили, но партизаны остались, и свою боевую работу продолжили. Даже поговорка у них родилась в августе 1942 года: «Эшелон – под уклон, паровоз – под откос».

Активность партизанские формирования в Белоруссии, как и в России, и на Украине, уже не снижали до полного освобождения родной земли от оккупантов. Конкретно в Белорусской ССР во время Великой Отечественной войны партизаны вывели из строя около полумиллиона военнослужащих фашистских войск и марионеточных формирований, чиновников оккупационной администрации и пособников врага. Было подорвано и пущено под откос 11 128 вражеских воинских эшелонов и 34 бронепоезда, разгромлено 29 железнодорожных станций и перебито более 300 000 рельсов. Партизаны взорвали, сожгли и разрушили 819 железнодорожных и 4 710 других мостов, разрушили свыше 7 300 км телефонно-телеграфных линий связи. Было совершено 948 нападений на вражеские штабы и гарнизоны. Народные мстители сбили и сожгли на аэродромах 305 самолетов, подбили 1 355 танков и бронемашин, 438 орудий, 18 700 автомашин, уничтожили 939 военных складов.

Известный британский военный историк Джон Фуллер писал: «Партизаны, число которых все время возрастало, вселяли ужас в сердца немецких солдат, разбросанных вдоль бесконечных линий сообщения на огромных пространствах, через которые проходили коммуникации. Партизанские отряды играли такую же роль, как стаи подводных лодок в Атлантическом океане… Советские партизанские отряды заставляли немцев защищать каждую милю своих коммуникаций и, следовательно, отвлекали с фронта тысячи солдат».