Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

12.07.2022

Автор: Анатолий Максимов

Янка Купала: 140 лет со дня рождения народного поэта Союзного государства

Поэт, драматург, переводчик – Янка Купала –- символ Беларуси. Но его вполне можно назвать и народным поэтом Союзного государства. Судите сами. Родился Иван Луцевич, псевдоним он взял в честь популярного народного праздника, в который и появился на свет, в белорусской деревне Вязынка (сейчас это Минская область), учился в Санкт-Петербурге, где были напечатаны его первые сборники стихов, большую часть жизни провел в Минске. Во время Великой Отечественной войны из Белоруссии в эвакуацию уехал сначала в Москву, а потом, когда и столицу начали бомбить, под Казань, в село Печищи, которое фактически стало его последним пристанищем. Трагически погиб Янка Купала в Москве (по совпадению в гостинице с таким же названием), а погребен был сначала на Ваганьковском, а потом перезахоронен на военном кладбище в Минске.

Впрочем, в столице России память о Янке Купале тоже хранят. В 2007 году на Кутузовском проспекте ему был поставлен памятник на деньги Союзного государства. Не забывают великого сябра и в Печищах: там с 1975 года работает музей поэта. Люди читают его стихи, смотрят спектакли. На слова Янки Купалы создано более 200 музыкальных произведений, значительную часть которых написал Владимир Мулявин – основатель «Песняров».

Погружение в историю

Чтобы понять его душу и творчество, нужно идти в Литературный музей имени Янки Купалы в Минске. Музей находится на том самом месте, где когда-то стоял дом поэта, сгоревший на третий день войны вместе со всеми вещами, архивом и библиотекой. Помню, как туда привезли молодых литераторов, победителей конкурса Союзного государства «Мост дружбы», и как они были впечатлены увиденным.

И дело тут не только в подлинных вещах литератора, бережно сохраненных его вдовой (пальто, валенки, предметы для бритья, чемодан, любимый аксессуар всегда стильного и элегантного поэта – трость, привезенная в память об отдыхе на берегу Черного моря) и подробных рассказах экскурсоводов. Только переступив порог музея, его посетители сразу же погружаются в ту атмосферу, в которой жил Купала. В доме, где всегда ждали гостей, где стол сервировался знаменитым кузнецовским фарфором. Хозяева никого не отпускали без угощений – конфет и печенья, которые хранились в шикарном резном буфете. Так и вы не уйдете без впечатлений.

Погружению способствует и звучащая в залах музыка – та самая, которую любил Янка в детстве (цимбалы, скрипка и бубен), и голограммы с его изображением, и видеозаписи спектаклей по созданным им пьесам (визитная карточка – «Павлинка» – история о девушке, которая выбрала себе жениха вопреки родительской воле), и инсталляции, посвященные самым известным произведениям автора. Кстати, первая постановка пьесы «Павлинка» состоялась в феврале 1913 года в Вильно, через две недели – в Санкт-Петербурге, в августе – на белорусской земле в Радошковичах. А еще гости в музее слышат голос самого поэта, записанный в 1934 году на Первом съезде писателей в Москве.

Удивительно, но поэт не любил читать вслух свои стихи. Когда его просили это сделать, всегда старался отговориться: «С собой все, что написал, не ношу, а наизусть не помню».

Подобно Шекспиру, Янка Купала писал не только пьесы, но и сонеты. Всего их у него было 22. Уникальный сборник «Сонеты Янки Купалы в переводе на 7 языков мира» был издан в 2002 год

Последние известные стихотворные строки поэта написаны на пачке папирос, это часть неоконченной баллады о трагической судьбе белорусских евреев в годы Великой Отечественной войны. Янка Купала всегда носил с собой карандаш, чтобы сразу записать пришедшие в голову рифмы. Но однажды у него не оказалось бумаги, чтобы это сделать. Тогда классик воспользовался тем, что первое попалось под руку, – пачкой «Явы».

А еще в музее стоит шахматная доска. Янка Купала считался гроссмейстером. Нередко он соревновался еще с одним белорусским классиком – своим другом Якубом Коласом. Причем последний часто проигрывал, и это ему очень не нравилось.

Опала, премия и медаль посмертно

Несмотря на популярность, Купала всегда ходил по острию ножа. В 1930-м году по сфабрикованному делу Союза освобождения Беларуси НКВД были арестованы около 100 выдающихся деятелей белорусской науки и культуры, его друзья и соратники. Поэта также вызывали на допросы, пытаясь получить компрометирующие показания.

20 ноября 1930 года Янка Купала совершил попытку самоубийства. В письме к руководителю правительства БССР Александру Червякову он написал: «Лучше смерть физическая, чем незаслуженная смерть политическая». Поэта спасли. Но все время он оставался под пристальным наблюдением. А официальные поздравления с творческими юбилеями чередовались с обвинениями в «национализме». При этом в 1939 году поэт награждается орденом Ленина. А в 1941-м становится лауреатом 1 степени в области литературы Сталинской премии, которую он получил за сборник «От сердца» в 1941 году.

30 июня 1941 года поэт с женой едут в эвакуацию в Москву, где живут на квартире друга, художника Константина Елисеева. Янка Купала, как и все жители столицы, принимает участие в охране дома от зажигательных бомб, за что в 1945 году посмертно награждается медалью «За оборону Москвы».

Фронт приближался к столице, и осенью 1941 года поэт получил разрешение выехать в Казань на своей машине марки «Шевроле». Печищи, по сути, стали последним пристанищем Купалы. В здании местного хлебокомбината как раз освободилась служебная квартира. В Казани было очень трудно с жильем, а литератору и его супруге понравились здешние живописные места.

Музей поэта в Печищах занимает четыре комнаты. Жили супруги чрезвычайно скромно. Единственная роскошь – репродуктор. Поэт выставлял радио в окно, когда на лавочке внизу отдыхали рабочие хлебозавода, чтобы они могли послушать последние новости с фронта. Купала любил толковать с мужиками, угощал их махоркой. Писал антифашистские стихи, про себя говорил: мой штык – перо.

По воспоминаниям деревенских старожилов, которые были тщательно записаны и теперь хранятся в фондах музея, Купала часто бывал в Казани, причем зимой ходил на лыжах через вставшую Волгу. В Доме печати участвовал в собраниях, проводил время с коллегами. В селе хорошо запомнили супругу. Владислава Францевна, интеллигентнейшая и хорошо образованная, к слову, француженка по матери, близкая родственница художника Клода Моне, охотно подменяла учителей в местной школе, если те болели.