Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

15.02.2021

Автор: Владимир ДЕМЧЕНКО

Фото: Личный архив

Братья Нобели – предприниматели всея Руси

Вышла в свет книга ответственного секретаря журнала «Союзное государство» Валерия Чумакова об истории знаменитой династии и учрежденной ими премии

Журналисты союзных СМИ - люди разносторонние. И писать они, как выясняется, могут о многом. Вот, к примеру, Валерий Чумаков, ответственный секретарь журнала «Союзное государство» (номера этого издания выкладываются на нашем сайте), написал книгу об истории Нобелевской премии. Книга вышла в издательстве «ЭНАС», называется «Русский след. История Нобелевской премии».

Впрочем, главная премия планеты стала лишь отправной точкой. Через нее автор рассказывает о семействе Нобелей и о роли этих неординарных предпринимателей в экономике дореволюционной России.

Как дизельный завод Нобелей спас

- Валерий, не так давно российские и белорусские журналисты ездили в организованный Постоянным Комитетом Союзного государства пресс-тур в Чечню. И там, в горах, нам рассказывали, что нефть в тех местах когда-то прямо-таки хлюпала под ногами…

- Да, точно, ее чуть ли не ведрами собирали. Копнул на метр - и вот уже нефтяной колодец …

- В пресс-туре, помню, прозвучало имя брата Альфреда Нобеля Людвига, который вел разработки в Чечне. Вам после этого пришло в голову написать книжку о Нобелях?

- Нет, у меня интерес давний – и к Нобелям, и к другим российским предпринимателям. Все началось еще в конце 90-х. Как-то раз я летел на самолете и читал журнал авиакомпании. Попалась интересная статья про русский бизнес братьев Нобелей и их товарищество «Бранобель». Мне стало интересно, по прилете копнул поглубже. А потом написал статью про Нобелей в «Огонек». И главный редактор предложил сделать серию статей не только про Нобелей, но и про других русских купцов и предпринимателей. Появился цикл статей, которые потом превратились в книжку «Русский капитал: от Демидовых до Нобелей». Во втором издании её назвали «Удивительная история русского предпринимательства». И дальше пошло-поехало. Получилось так, что все последние 20 лет я собираю информацию о купеческих династиях Российской империи. Какие-то мне понравились больше - Сытины, Нобели, Демидовы, Сорокоумовские. О них вышли отдельные книги. А Нобели – это как первая любовь. «История Нобелевской премии» - это уже вторая книга именно об этой династии. На этот раз вся вторая часть посвящена самой премии – о том, кому она вручалась. Там есть масса интересных фактов и даже курьезов.

Chumakov-Nobel.jpg

- Что лично Вас «зацепило», поразило в истории Нобелей больше всего?

- Да все! Это удивительная история удивительных людей, которые приехали в Россию, полюбили Россию, работали на её благо, делали её богаче. У нас все знают Нобелей, но мало кто знает, что большую часть своего капитала и Альфред Нобель, и его брат Людвиг заработали именно в России. Династия Нобелей оказала огромное влияние и на культуру, на предпринимательство, и на науку всей Российской империи. О нефтяной промышленности и говорить нечего.

Впрочем, Нобели занимались не только нефтянкой. Взять, к примеру, знаменитый завод «Русский дизель» в Санкт-Петербурге, который до 1919 года назывался, в честь основателя, «Людвиг Нобель». Нобели были первыми предпринимателями, которые поверили в Рудольфа Дизеля и купили патент на производство его дизельных двигателей. Купили, кстати, на перспективу, им самим в тот момент эти двигатели были не нужны. Но позже именно завод «Русский дизель» спас семью.

- То есть?

- Гм… Знаете… Вот вы спросили, что меня поразило в династии Нобелей. И эта история - как раз то, что просто поражает воображение. Представьте, Альфред Нобель умирает и оставляет завещание, в котором велит продать свою долю - треть всего имущества товарищества - и учредить Нобелевскую премию. При этом завещание составляется кое-как, юридически неверно. Написано оно было во Франции и заверено французскими свидетелями, но сам завещатель был шведским подданным, да и документ он написал на шведском языке. Соответственно, во Франции документ не мог быть признан как действительный, поскольку был написан на иностранном языке. Для Швеции же документ не имел силы, поскольку был составлен в другом государстве и свидетели не были подданными шведского королевства. Кроме того, совершенно непонятно было, казна какого из государств должна была получить причитавшийся и весьма немаленький налог на наследство. В общем, опротестовать последнюю волю Альфреда Нобеля было очень легко.

Товариществом «Бранобель» тогда управлял сын Людвига Нобеля Эмануэль. Все были уверены, что он опротестует завещание. Он бы стал тогда самым богатым человеком в России и, быть может, даже в Европе. И все бы его поняли, никто бы не осудил. Даже когда он встречался с королем Швеции Оскаром II, тот прямо сказал: ваш дядюшка – очень экстравагантный человек, не стоит идти на поводу у его чудачеств.

Что же делает Эмануэль Нобель? Он приезжает в Санкт-Петербург, собирает родственников и журналистов и заявляет: «Я горжусь решением своего дяди, его воля будет неукоснительно исполнена». Именно в тот момент родилась Нобелевская премия.

Надо сказать, что товарищество «Бранобель» после этого прошло через очень тяжелые испытания. Денег не было, зарплату платить нечем… Какое-то время рабочим платили расписками, представляете… Именно в этот тяжелый момент помог дизельный завод. Нобели начали выпускать дизели для своих танкеров. Другие нефтепромышленники посмотрели на это, посмотрели… И тоже стали заказывать дизели. За счет этого Нобелям и удалось выкарабкаться.

с призом.jpg

Автор книги Валерий Чумаков


Оставили след

- А с Беларусью деятельность этого семейства как-то пересекалась?

- Признаюсь, этот вопрос я перед собой ставил. Но найти свидетельств того, что у Нобелей были какие-то проекты в Минске, Бресте или вообще на территории нынешней Беларуси, мне не удалось. Однако то влияние, которое эти предприниматели оказали на всю Российскую империю, очевидно, имело значение и для Беларуси.

- Нобели – это олигархи того времени. Как Вы думаете, они чем-то отличались от нынешних?

- Прежде всего, Нобели никогда не лезли в политику. Принципиально! Занимались исключительно производством. При этом у них была, как сейчас говорят, социально ориентированная компания. Они создали первые санатории для рабочих, в Санкт-Петербурге был целый рабочий городок, где ценные, квалифицированные рабочие получали квартиры. В Баку у них тоже был городок с домиками для персонала.

Вообще, Нобели, мне кажется, - это не просто предприниматели, но целое социальное, научное явление. Отец братьев Эммануил Нобель в свое время изобрел подводные мины – те самые, похожие на круглых ежей. С этим он приехал в Россию, куда, обустроившись, выписал и семью. Альфреду Нобелю было тогда девять лет, он фактически получил воспитание и образование в России, прекрасно знал русский язык, великолепно писал на русском. Здесь он полюбил химию, был учеником знаменитого химика Зинина.

Мало кто знает, что братья Нобели управляли и Тульским оружейным заводом – это было еще до того, как они переключились на нефть. Еще меня поразило, насколько далеко Нобели пытались заглядывать в будущее. Например, на рубеже веков, когда нефть вдруг начала здорово падать в цене, Людвиг Нобель не только не снижал производство и не консервировал его - наоборот, он продолжал наращивать добычу, даже покупал нефть у других производителей и заполнял ею хранилища. На него все смотрели, как на сумасшедшего, но позже эта стратегия принесла огромные прибыли. Он первым понял ценность мазута и бензина, которые раньше считались побочным при производстве керосина продуктом и просто сливались в море или сжигались.

Вот сейчас все говорят об инновационном развитии. Нобели больше ста лет назад вкладывали огромные средства в технологии, в инновации того времени. Старались быть первыми. Например, проложили первый в России нефтепровод. В мире это была вторая труба после той, что в США проложил Рокфеллер.

Талант инженера Владимира Шухова – того, что построил Шуховскую башню, – раскрутили именно Нобели. Нефтепровод спроектировал Шухов, насосы, которые качают нефть – те самые коромысла, которые мы видим и сейчас, – тоже разработал Шухов для Нобелей.

Нобели вместе с Шуховым придумали нефтяные цистерны и первыми стали перевозить нефть по железной дороге. По заказу Нобелей инженер-новатор спроектировал знаменитые нефтехранилища в форме гигантской шайбы. До этого нефть пытались хранить по-разному, но ничего не получалось, потому как ни одно строение не выдерживало давления черного золота. А Шухов предложил цилиндры, которые ставились прямо на песок, а их стенки меняли толщину. Внизу толще, вверху – тоньше. Такие хранилища до сих пор стоят не только по всей России, но и по всему миру. В том числе и в Беларуси.

Так что если посмотреть масштабно, то Нобели оставили свой след на всей территории нынешнего Союзного государства. Да и за его пределами тоже.