Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

25.12.2019

Автор: Евгений ВЛАДИМИРОВ

Фото: Фото Вадима ШЕРСТЕНИКИНА и автора

Бой с моджахедами на «Линии Сталина»

Часть самого масштабного оборонительного рубежа превратилась в историко-культурный комплекс

«Линия Сталина» - одна из самых масштабных и загадочных строек довоенного времени. Это система укреплений, которая протянулась от Карельского перешейка на Балтике — через Беларусь и Украину до самого Черного моря. 1850 километров этой линии до сих пор связывают три страны. Но увидеть ее порой очень нелегко. Траншеи стали оврагами, а ДОТы покрылись слоем листвы и почвы. Иногда какой-нибудь дачник в лесу сковырнет верхний слой непонятного бугра и вдруг чиркнет лопатой по бетону. И тогда все окрестные мальчишки узнают об этой незримой линии, которая должна была защитить нашу общую родину.

10 лет стройки

Строительство этой оборонительной линии началось в 1928 году, сразу после военной паники 1927 года, когда СССР оказался перед угрозой войны с Великобританией, Китаем и Польшей. Предполагалось, что на всей протяженности европейской границы СССР расположатся укрепленные районы, состоящие из долговременных огневых точек — дотов — как пулеметных, так и артиллерийских.

Каждый укрепрайон должен был прикрывать какое-то важное направление. Между ними предполагались лишь узкие проходы. При этом предполагалось, что фланги укрепрайонов будут защищены какими-то естественными препятствиями вроде болот, непроходимого леса и гор. И в случае агрессии враг сталкивался с необходимостью атаковать под ураганным пулеметным и артиллерийским огнем, скрыться от которого некуда. Это, конечно, в идеале. В реальности же препятствием на пути наступающих немцев эта оборонительная полоса так и не стала.

1.jpg

Фото Вадима ШЕРСТЕНИКИНА


«Линия Сталина» строилась по 1939 год — больше 10 лет. Но имя у этой оборонительной полосы появилось не сразу и совсем не в СССР.

- Название придумали журналисты из Прибалтики, - говорит заместитель директора историко-культурного комплекса «Линия Сталина» Сергей Богданов. - Они писали: «Сталин строит укрепления вдоль западной границы». «Линия укреплений, которую строит Сталин, будет такая-то и такая-то». Однажды кто-то написал «Линия Сталина». И все подхватили, даже у нас. А поскольку вождь всех народов не был против, чтобы его именем называли заводы и пароходы, так и осталось… Впоследствии она упоминалась в мемуарах фашистских генералов, так что название закрепилось.

Первыми были построены 13 укрепленных районов, в число которых вошли российский и белорусский участки. Это были Карельский, Кингисеппский, Псковский, Полоцкий, Минский, Мозырский, Коростенский, Киевский, Новоград-Волынский, Летичевский, Могилёв-Подольский, Рыбницкий и Тираспольский укрепрайоны. Каждый из них был от 50 до 150 км протяженностью по фронту. А в глубину они уходили порой на 16 километров - передовые позиции и препятствия глубиной до 12 км и основные позиции - 4 км глубиной.

В 1938 году, почти перед самым началом Второй мировой войны, строители начали возводить еще восемь укрепрайонов, они должны были появиться между существующими. Это Островский, Себежский, Слуцкий, Шепетовский, Изяславский, Старо-Константиновский, Остропольский и Каменец-Подольский укрепрайоны.

Внутри самих укрепрайонов формировались батальонные районы обороны (БРО). На местности это были квадраты со сторонами в один или два километра. Защиту каждого квадрата брал на себя один стрелковый батальон, в распоряжении которого было 18-20 ДОТов. При этом ДОТы были расположены так, что могли прикрывать друг друга огнем. А расстояние между ними составляло 500-600 метров.

2.jpg

Фото Вадима ШЕРСТЕНИКИНА


Пустые укрепления

Почему же «Линия Сталина» не смогла остановить фашистов? Ответ лежит на поверхности. Когда в 1939-1940 годах к СССР были присоединены Западная Белорусь, Западная Украина, Прибалтика и Бессарабия, все укрепленные районы оказались глубоко в тылу. Необходимость поддерживать их боеготовность отпала, ведь в 300 километрах западнее строители начали возводить новые укрепления — "Линию Молотова". А из ДОТов «Линии Сталина» даже вооружение сняли — его часть была передана на новые рубежи.

Таким образом тысячи тонн бетона укреплений так и остались бетоном. Командиры отступавших в 1941 году частей, конечно, использовали тот или иной ДОТ, но о системе обороны, способной остановить врага, и речи не шло.

Это хорошо видно на примере Минского укрепрайона, одного из самых мощных в «Линии Сталина». Его протяженность по фронту - 140 км, которые прикрывали 327 ДОТов. Глубина основных позиций доходила до 6 км, при этом в структуре обороны были не только ДОТы, но и развитая сеть инженерных заграждений, окопов полного профиля, воздушных и подземных линий связи.

Укрепрайон должен был прикрывать Минск и город Борисов от ударов из районов Молодечно и Вилейки. Но вся эта мощь оказалась пустой, не занятой войсками. 24 июня, через два дня после начала войны, части 3-й танковой группы Гота форсировали Вилию. На следующий день 57-й моторизованный корпус немцев захватил Молодечно, танки вплотную подошли к полосе укреплений Минского укрепрайона. Но в тот момент части Красной Армии были на марше, рассчитывая занять оборону на этом рубеже. Им не хватило совсем чуть-чуть, батальоны просто не успели добраться до многих оборонительных сооружений и встречали врага прямо в полях и лесах, а против танков у них были только бутылки с зажигательной смесью. Уже 26 июня 20-я танковая дивизия немцев прорвала Минский укрепрайон и устремилась к Москве.

4.jpg

Фото Вадима ШЕРСТЕНИКИНА


220 единиц бронетехники

Сегодня минский укрепрайон, кстати, стал, наверное, единственным напоминанием о существовании «Линии Сталина». Именно здесь действует историко-культурный комплекс, рассказывающий о подвиге советского народа во время Великой Отечественной.

Комплекс довольно молодой, он был создан к 60-летию Победы и в будущем году отметит 15-летие.

- Все начиналось с одного из тех дотов, который история у нас забрала и спрятала в лесу под листвой, - рассказывает замдиректора комплекса Сергей Богданов. - Сегодня музей «Линия Сталина» содержит больше 220 единиц только бронированной техники. Там есть авиационная и инженерная, и другая техника. Мы собрали туда все, чтобы семья, молодые люди, могли приехать и все посмотреть. Чтобы мужчина мог подойти и с гордостью сказать жене или сыну, что вот на таком танке я служил. Естественно, все это мы не смогли бы сделать без поддержки государства, без поддержки Президента Беларуси лично. Министерство обороны идет нам навстречу, отдает нам устаревшие образцы техники, мы приводим ее в хорошее, иногда ходовое состояние. В этом году мы поставили на колеса настоящий бронепоезд, который стоит на запасном пути. Полностью восстановили, а к нему сделали станцию.

3.jpg

Фото Вадима ШЕРСТЕНИКИНА


При нашем историко-культурном комплексе создана группа военно-исторических реконструкций. Это молодые ребята, военнослужащие. Недавно они провели реконструкцию эпизода войны в Афганистане. Они разделились на советских солдат и моджахедов, война такая шла, что люди плакали на трибунах.

За 2019 год мы провели 19 массовых мероприятий, на которых собиралось от 7 до 12 тысяч гостей. Естественно, во всех мероприятиях участвуют современные Вооруженные силы Республики Беларусь. У них есть специальная площадка, где они показывают свою технику и свое мастерство.

IMG_20191121_145019.jpg

Фото Евгения ВЛАДИМИРОВА


- Кроме того, в этом году мы провели четыре военно-спортивных забега «Патриот», - продолжает Сергей Богданов. - По одному зимой, весной, летом и осенью. Это 6-километровая дистанция с элементами полосы препятствий. Нужно пробежать, проползти, перепрыгнуть, в военную технику заскочить и так далее. Когда мы первый такой забег готовили, то за две недели до старта нам пришлось остановить прием заявок. Потому что мы, исходя из наших возможностей, рассчитывали на 300 заявок максимум. А их уже через неделю поступило больше 500. Исходя из этого мы расширили свои возможности и теперь принимаем всех.

Мы проводим у себя танковый биатлон. Да-да, у нас тоже, как и в России, проводятся такие соревнования. В этом году территорию нашего комплекса глава государства выбрал для проведения субботника. Александр Лукашенко приехал к нам, посадил 30 елей в честь 30-летия вывода войск из Афганистана, посмотрел показательный заезд танкового биатлона, поздравил ребят и даже предложил самому юному танкисту жениться на красивой девушке, которая стояла рядом. Потом он, кстати, интересовался, встречались они или нет.

В общем, я всех хочу пригласить в наш историко-культурный комплекс. Обещаю, каждый наш гость проведет время с большой пользой.