Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

27.09.2018

Гибель империи: утешение с небес

Далеко не все чудотворные иконы Божией Матери были явлены верующим во времена давно ушедшие. Некоторые почитаемые Православной Церковью образы Пресвятой Девы Марии вошли в жизнь миллионов людей из России и Беларуси уже в эпоху новейшей истории нашего общества, раздираемого сомнениями, граничащими с безверием.  

Фото: Августовская икона Божией матери, фото kremensk-monastir.ru

Такова, к примеру, чудотворная Августовская икона Божией Матери, празднование которой совершается 14 сентября. Этот прославленный Русской Церковью образ Пресвятой Богородицы считается одним из последних среди тех, что были явлены нашим соотечественникам перед свержением тысячелетней монархии и прихода к власти безбожников, - наряду с  «Державной», что была обретена в самый день отречения Николая II – 2(15) марта 1917 года. Как бы то ни было, явление Богородицы в небе над Западной Беларусью произошло в 1914 году, 1 сентября по старому стилю – ровно через месяц после начала Первой мировой войны.

Что же происходило в те дни золотой осени 1914-го? Назовем лишь некоторые вехи и факты.

Чтобы спасти союзную россиянам французскую армию, подвергшуюся мощнейшему давлению со стороны германских войск, император Николай II приказал Северо-Западному фронту перейти в наступление. Уж так настоятельно молил об этом французский посол в Петрограде… Военные спецы понимали, что наносимый армией генерала Самсонова удар, мягко говоря, недостаточно подготовлен. «Самсонов вышел от Главнокомандующего фронтом, получивши директиву о скоропалительном наступлении. Мужественный человек, он ясно осознавал, что вместе со своей армией предназначен на роль жертвы. Медленно опустился на стул, и с минуту сидел, закрыв лицо руками. Дальше, преодолев мрачные предчувствия и тяжкое сознание возможной гибели, он поднялся, перекрестился и пошел на свою Голгофу», - вспоминает штабной офицер.

Предчувствия не обманули героя недавней войны с Японией: первоначальный успех и быстрое продвижение вглубь Восточной Пруссии сменились непонятной ситуацией – немецкая армия Гинденбурга словно «исчезла», и обе русские армии, казалось, «заблудились». Нескоординированность действий привела к тому, что армия генерала А.В.Самсонова попала в окружение.

30 августа 1914 года Александр Васильевич застрелился. Он мог спасти себя лично, и адъютанты указывали ему на возможность бежать сквозь леса и болота, но… Перед тем, как спустить курок, Самсонов сказал офицерам своего штаба: «Император верил мне. Как же я смогу посмотреть ему в лицо? Нет, господа, нет…»... Тело Самсонова бросили в лесу, а вскоре молодая вдова его, Екатерина Александровна, будучи во главе миссии сестер милосердия, получила разрешение германцев на розыски останков мужа. Посреди боев и фронтовых передряг она опрашивала жителей той местности, и вот случайно встретила мальчика, и тот продал ей золотой медальон, снятый им с трупа Александра Васильевича… В медальоне была фотография: Самсонов с женой и двумя малолетними детьми, а на крышке - надпись, сделанная Екатериной Александровной: «Помни о насъ». Вспомнил ли он, приставляя дуло к виску?..

…Надо ли говорить, что все эти печальные события повергли в уныние русскую армию, в том числе – ее передовые части, расположенные на востоке Польши и западе Беларуси. Недавний боевой порыв сменился в полках состоянием подавленности.

Уже через сутки после рокового выстрела генерала Самсонова, в ночь с 31 августа на 1 сентября 1914 года (даты названы по старому стилю) в небе над передовой произошло чудесное знамение.

СОН? ВИДЕНИЕ? РЕАЛЬНОСТЬ?..

Уточним: название Августовской иконы Божией Матери не имеет прямой связи ни с месяцем августом, ни с именем немецкого командующего Августа фон Макензена, чьи войска противостояли русским во время крупнейшего осеннего сражения Первой мировой войны – Варшавско-Ивангородской операции, завершившейся убедительной победой наших солдат. Образ Девы Марии получил свое имя по названию города Августов, в окрестностях которого и случилось явление солдатам и офицерам русской армии Пресвятой Богородицы, многократно описанное в газетах того времени, в воспоминаниях очевидцев, в художественной литературе.

… - Ваше благородие! Ваше благородие! – толкал спящего поручика Р-чева дневальный. – Поглядите-ка, Христа ради, что делается!

Время – около 11 ночи. Офицер, не спавший перед этим несколько суток, поначалу рассердился… А снаружи, за холщевыми стенами палатки, нарастал гул солдатских голосов: там и впрямь творилось что-то невиданное. Далее журналист записал со слов Р-чева: «Поручик пошел из палатки и вдруг увидел Божию Матерь на небе с Иисусом Христом на руках, одною рукою указывающую на запад. Все нижние чины видели это, упали на колени и молятся. Видевшие еще долгое время любовались этим чудным видением, которое изменилось затем в большой крест и исчезло».

Этот многочисленный русский отряд был одним из тех, что попали в окружение - в числе других подразделений армии Самсонова. Видение сразу же истолковали таким образом: Богородица указывает направление завтрашнего прорыва. И прорыв состоялся, ознаменовав собою начало победоносного осеннего шествия русской армии на запад. Этим блистательным ударом по врагу наши войска сумели также предотвратить разгром французской армии далеко-далеко на западе от России и Беларуси. Ведь немцам пришлось срочно перебрасывать часть войск на восточный фронт, латать расстроенные позиции, ослабив тем самым свои силы, сосредоточенные против Франции.

Ну и, конечно, нельзя не вспомнить, что поблизости от места явления Богородицы находилась также крепость Осовец, под которой спустя несколько месяцев произошло историческое сражение Первой мировой, известное как «Атака мертвецов». Тогда германцы провели массированную бомбардировку крепости снарядами с отравляющими веществами. По их расчетам, выжить не могла ни одна человеческая душа. И немцы, дождавшись, пока ветерок развеет облака смертоносного газа, преспокойно пошли занимать опустевшую (как они думали) крепость. И вдруг навстречу им из укрытий поднялись ряды русских солдат, они опрокинули вражеский полк и погнали его прочь. Тогда-то, по мнению историков, и возникло известное впоследствии выражение: «Русские не сдаются!» - его в сердцах высказали оставшиеся в живых германцы.

Что касается Варшавско-Ивангородской операции, то она стала первой значительной победой русского оружия в той далекой войне. Доложили об успехе на фронтах императору Николаю II, сообщив и о явлении в небе над Августовым Богородицы с Предвечным Младенцем. О чуде заговорили в русском обществе… И как-то само собой сложилось, что это видение, обращенное к нашим солдатам и офицерам, а самое главное – икона, которая вскоре была написана по мотивам события, буквально с первых дней Первой мировой стали ее символом, ее легендой и – надеждой для миллионов людей на мирную жизнь и преодоление невзгод. Увы, не для всех эти надежды сбылись. Тогда, той первой военной осенью, предстоящая гибель империи не могла присниться даже в самом кошмарном сне.

ИКОНА СТАЛА ВОЕННЫМ ПЛАКАТОМ

И все-таки память о том, что у российского воинства есть Небесная Заступница, Которая не замедлит явиться в трудную минуту, очень помогала солдатам и офицерам. Да и сам этот святой образ по своей иконографии – истинно солдатский, он дышит военными буднями, тревогами и короткими радостями отдохновения… Взглянем на эту икону, которая скорее напоминает красочную картину, даже – фотографию тех лет, или – плакат, что во множестве расклеивались в то время в нашем Отечестве для приободрения сограждан. Вот он, иконописный сюжет Первой мировой: воинский бивуак, раскинувшийся в лесистой местности; горят костры, на них варится солдатская каша, а поодаль пирамидами составлены винтовки. Солдаты и офицеры в царском обмундировании стоят на коленях и крестятся, взирая вверх, не небо. Там, среди звезд, высится Пресвятая Дева с Младенцем Христом, рукой Своею указывая путь спасения.

С 1915 года появляются иконописные изображения явления Божией Матери в небе над Августовым – по некоторым сведениям, было написано полтора десятка схожих по композиции икон. На одной из них, ныне хорошо известной, выведена художником надпись (буквами дореволюционного алфавита): «Явленiе Богоматери русскому отряду передъ поражениемъ германцевъ в Августовскихъ лесахъ». И еще, помельче: «Сия икона сооружена иждивениемъ казачекъ хутора Клецко-Почтовского о здравии воиновъ». Ниже 52 имени казаков, свидетелей явления Пречисто Девы, и дата: «1915 г. 12-го ноября». Этот день считается своеобразным днем рождения иконописного образа, от которого пошли другие многочисленные списки.

В тот же период 1915-16 годов в России огромными тиражами печатались листовки, открытки, плакаты, изготовливались пасхальные яйца, иллюстрировавшие чудесное явление Божией Матери русским воинам в районе Августовских лесов. Эти изделия широко распространялись по стране, в том числе - в действующей армии.
Дальнейшая судьба иконы-первообраза не вполне обычна. Первоначально ее по каким-то причинам передали в Свято-Вознесенский Кременской монастырь (ныне – Волгоградская область). Образ был помещен в храме обители вплоть до 1918 года, когда монастырь был разорен и осквернен большевиками. Настоятель архимандрит Пантелеимон тайно вывез Августовскую икону на Дон, где в ту пору верховодил Антон Деникин; есть сведения, что до прихода красных пожилой священник скрывался вместе с чудотворной иконой в Сиротской пустыни, древнем пещерном скиту на правой стороне Дона. Старцу пришлось «разъять» образ на две части (доски), чтобы удобнее было прятать. После смерти о.Пантелеимона икона пребывала в церкви города Фролово Волгоградской области.

Ну, а в 1992 году Свято-Вознесенский Кременской монастырь был возвращен РПЦ, чудотворный солдатский образ вернулся в эту восстановленную обитель, и теперь монахи и паломники могут ему свободно поклониться. Есть данные, что бывают случаи исцеления от болезней по молитвам перед Августовской иконой Божией Матери.
И, наконец, 17 апреля 2008 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II официально внес празднование в честь Августовской иконы Божией Матери в церковный календарь - 14 сентября.

Почитаемые и чудотворные списки этой иконы помещены в ряде храмов России, Беларуси, Украины, Молдовы. Встречается этот образ также в Польше и в Сербии. В последних двух странах прославлению иконы сопутствовали примечательные события. В 2012 году были выполнены два списка с обретенной под Волгоградом Августовской иконы Божией Матери: один - для церкви Иоанна Богослова в Санкт-Петербурге, а другой - для принесения в дар сербскому патриарху Иринею. В Сербии святой образ был помещен в Александро-Невском соборе Белграда; храм этот является также мемориалом в честь погибших в Первой мировой. Доставили Августовскую икону в Сербию крестным ходом из Санкт-Петербурга, где она была освящена в Кронштадтском Морском соборе. Крестный ход с иконой пролегал по местам боев вековой давности, в частности – и через город Августов (ныне – территория Польши). Тогда и возникла мысль: а давайте напишем копию святого образа также и для поляков. «Польский» список был изготовлен и также освящен в Морском соборе, а 1 сентября 2014 года, в день столетия начала Первой мировой войны, состоялся памятный молебен перед Августовской иконой Пресвятой Богородицы в храмах России, Беларуси, Польши и Сербии.

csm_NB_Bog_01_8e932c7f9c.jpg

Леснинская икона Божией Матери. Фото: monasterelesna.org

СКИТАНИЯ ПО ЕВРОПЕ

В чем-то схожа с судьбой Августовского образа Божией Матери история чудотворной Леснинской (Леснянской) иконы, особо почитаемой православными верующими в Беларуси, Польше, Сербии, Румынии и Франции (ну и, конечно, в России, поскольку она внесена в календарь РПЦ). Извилистый путь Леснинской иконы по городам и странам также, как и путь Августовской иконы, пересекался с той особой стезей, которой шел последний российский император и его семья, а также – с церковным служением святого праведного Иоанна Кронштадтского. Ну и, конечно, с судьбами миллионов людей из нашего Отечества, прошедших через лихолетье Первой мировой, гонения, эмиграцию… Леснинский образ – это образ иконы-странницы, иконы-изгнанницы, иконы-страдалицы.  

Память этой иконы празднуется в православном мире 21 сентября – в день Рождества Пресвятой Богородицы, 27 сентября – на Воздвижение Креста Господня и еще – ежегодно в день Святой Троицы. Со всеми этими великими двунадесятыми праздниками Леснинскую икону связывают исторические знамения. Так, обрел этот чудотворный образ пастух из села Лесны Вельского (или Яновского) уезда на Гродненщине, а произошло это точно в день праздника Воздвижения, в 1683 году. Образ по своему художественному замыслу – весьма оригинален, он талантливо выполнен на небольшом овальном темно-красном камне в виде барельефа (камеи): Пресвятая Дева держит на руках Богомладенца.

Крестьянин отдал икону в ближайшую православную церковь, но вскоре камея оказалась в католическом Леснинском костеле. Прошло ровно два века, и в 1886 году в Лесне образовался Рождество-Богородицкий женский православный монастырь, где и поместили икону на Горнем месте.  

Эта строгая женская обитель, исповедовавшая принцип «деятельного монашества», то есть – неустанных трудов и молитв, вскоре стала очень известной в Российской Империи. И, конечно, многочисленные паломники приезжали и приходили сюда, чтобы помолиться перед чудотворной Леснинской иконой. Образ постепенно украшался дарами исцеленных людей: камень облачился в золото и серебро, появились на нем бриллианты, сапфиры, изумруды.

На рубеже XIX и ХХ веков обитель впервые посетил царь Николай II со своей супругой Александрой Федоровной. Трудно уже сказать достоверно, с какими просьбами обращались к Богородице и Ее иконе державные паломники. Очевидно лишь то, что, безусловно, их молитвы перед Леснинской иконой были услышаны, поскольку спустя какое-то время царь и царица вновь посетили Леснинский женский монастырь и подарили обители значительные средства. К тому же Николай Александрович лично попросил святого праведного Иоанна Кронштадтского взять на себя обязанности покровителя этого монастыря, расположенного на довольно глухой окраине обширной империи.

С 1915 года начинаются странствования сестер и матушек Леснинской обители, а вместе с ними – и чудотворной иконы Божией Матери. Сначала бежали он надвигающихся с запада немецких войск – кто в Питер (на свое подворье), кто – в Нижегородскую губернию, в женские приволжские монастыри. Потом, с наступлением безвременья 1917-го, монахини перебрались в Кишиневскую епархию, а с переходом Молдавии под власть Румынии – в местечко Хопово, что в Югославии. Но и Югославия была захвачена гитлеровцами, так что и тут не обрели покой сестры Леснинской обители, как и бесценная святыня, перевозимая с место на место, из одного храма Европы – в другой. Фашистов прогнали, но в 1950 году резко ухудшились отношения между Москвой и Белградом, и монахини из Югославии окончательно переместились во Францию – видимо, решили выбрать страну «наверняка», чтоб уж больше не сниматься с насиженного и намоленного места.

Сегодня великая святыня белорусской земли – Леснинская икона Божией Матери – пребывает в Нормандии, в департаменте Шовенкур-Провемон. Храм – бывший костел, перешедший во владение монахинь. В основном это – сербские женщины, ведь первые изгнанницы, уехавшие с Леснинской иконой из большевистской России, давно отошли в мир иной. Но икона благодаря им – в целости и сохранности, и в предстоящие сентябрьские дни почитания святого образа к нему снова потянутся паломники со всего православного мира. Будут среди них, как обычно, и уроженцы белорусской земли, а также – почитатели святыни из Российской Федерации.


Александр Аннин