Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

70-летию Великой Победы посвящается

Дважды выжившая партизанка

Великая Отечественная заставила идти на фронт многих несовершеннолетних жителей Белоруссии. Многие из них стали настоящими героями: день за днем они вносили неоценимый вклад в итоговый разгром фашистов.

В глазах у 11-летней Нади потемнело, она перестала чувствовать землю под ногами, в голове что-то гулко застучало. Спустя секунду она почувствовала, что проваливается в яму. Где-то там, наверху, как будто уже совсем далеко, раздались выстрелы. Надя почувствовала, что на нее падает что-то мягкое и еще теплое и в ту же секунду потеряла сознание.

- Ребята! Она живая! – услышала она знакомый голос сквозь темноту. Из груды тел ее доставал партизан – товарищ по отряду. Он положил девочку на сани, и та снова лишилась чувств. То было ее первое возвращение с того света.

Задание для детдомовцев

Сразу после начала Великой Отечественной войны ребят из могилевского детдома посадили на поезд и отправили в эвакуацию – в киргизский город Фрунзе. По одной из версий, девятилетняя Надя Богданова подговорила нескольких ровесников сойти в поезда и отправиться на фронт. По другой - эшелон попал под массированный авианалет противника в районе Смоленска. Спустя три недели истощенные и изможденные дети вышли к Витебску. Поселились в подвале разрушенного дома, иногда просили милостыню. Осенью 1941-го Надя попала в партизанскую бригаду дяди Михаила Дьячкова.

Первые задания почти не представляли риска для жизни: разведать брод в лесу или найти кратчайший путь. Но саму Богданову это не устраивало. Она просила более серьезных испытаний. Партизаны отправили девочку разведать расположение сил противника в ближайших деревнях. Не привлекавшие внимания дети легко справились с этой задачей.

Когда в ноябре того года отряд Дьячкова получил спецзадание в Витебске, командир знал, кто справится с миссией. Из центра приказали развесить в городе красные флаги в честь 24-летия Октябрьской революции. Единственные, кого немецкие патрули не проверяли на подходах к городу, – совсем юные его жители.

Советские флаги в оккупированном городе

На рассвете 7 ноября детям дали санки с груженными на них метлами. По легенде, голодные третьеклассники решили продать нехитрый скарб и заработать тем самым на еду. Вместе с Надей отправился  сверстник Ваня Звонцов. Желая подтвердить легенду, смелая Богданова подошла в городе к группе фашистов и предложила им купить метлы! Оккупанты рассмеялись и прогнали ребят.

Целый день Ваня и Надя бродили по Витебску, выбирая наиболее удачное место для флагов. Когда стемнело, они принялись за дело. К утру красный символ Союза развевался на ремесленном училище, папиросной фабрике и даже железнодорожном вокзале!

Но скрыться детям не удалось. Раздосадованные издевательской диверсией партизан нацисты хватали всех подряд. Надя и Ваню поймали уже за чертой Витебска, доставили обратно и долго допрашивали, но они виновными себя не признали. Следующую ночь они провели в подвале с десятками советских военнопленных, а утром немцы, стараясь избежать долгих разбирательств, повели их на расстрел.

«Я буду мстить фашистам за Ваню»

Девочка очнулась во рву, среди убитых. Рядом лежал расстрелянный Ваня. Надю Богданову спасло чудо – за секунду до выстрелов она потеряла сознание и упала в яму сама. А спустя несколько часов к месту казни подоспели партизаны.

После этого девочку берегли, как умели, не отправляли на задания. Но та все равно училась метать гранаты и стрелять по мишеням.

- Я буду мстить фашистам за Ваню, за  погибших товарищей и за всех советских людей, - сказала она однажды командиру отряда.

Уже в феврале 1942-го она лично пустила под откос немецкий эшелон, заминировав железнодорожный мост. Враг потерял десятки элементов боевой техники и сотни человек личного состава, которые должны были помочь сломить сопротивление ленинградцев.

В течение того года возмужавшая Богданова приняла участие в нескольких крупных операциях, работая и как диверсант, и как разведчик. Во время одной из них, закончившейся крупным столкновением партизан с фашистами, она вынесла с поля боя своего тяжело раненного товарища, взрослого мужчину, и три километра в одиночку тащила его по снегу. После этого она угнала лошадь с повозкой у случайно попавшихся полицаев и провезла его еще семь километров до места дислокации отряда.

Последнее задание

В феврале 1943-го Надя получила задание подорвать железнодорожный мост в Карасево. Прикинувшись нищенкой, она пронесла в котомке взрывчатку и установила ее в оговоренном месте. Вот только отойдя на несколько сот метров от места будущей диверсии, была остановлена немцами. В ее сумке те нашли нечто очень напоминающее крошки от взрывчатого вещества. Пока разбирались с девочкой, мост разлетелся на куски прямо на глазах изумленных оккупантов. Надю тут же арестовали.

Гестаповцы долго допрашивали и пытали Богданову. Обливали холодной водой и выставляли на мороз, били и выжигали на спине звезду, бросали на раскаленную печь. Она так ни в чем и не призналась, и спустя несколько дней немцы выбросили изувеченное тело на мороз, предположив, что ребенок не сможет выжить при таких повреждениях и такой температуре.

Следующим утром фашисты приказали местным жителям вытащить тело из канавы и закопать – они переживали из-за запаха разлагающегося тела. Подойдя с санями, чтобы погрузить тело, те обнаружили… что Надя до сих пор жива!

То было последнее задание героической девочки. После пыток она почти потеряла зрение и до конца войны оставалась в этих местах. В отличие от многих других пионеров-героев, Надежда Богданова сумела выжить. Когда советские войска взяли Берлин, ее отправили в Одессу, где врачи за несколько лет сумели вернуть ей слух и зрение. Она устроилась работать на завод и никому не говорила о своем боевом прошлом. Лишь полтора десятилетия спустя, услышав по радио голос того самого товарища, которого она когда-то тащила по снегу, Надя вышла на связь.

Она прожила долгую жизнь в Витебске, который так отчаянно защищала, и умерла только в 1991 году. Надя, которую в отряде звали «Лазурчик», вышла замуж и вырастила одного своего ребенка и семь (!) приемных. Вскоре после всесоюзного признания она получила несколько медалей и ордена Великой Отечественной войны I степени и Красного Знамени.

Вениамин Лыков