Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

К 100-летию начала Первой мировой войны

Морской спецназ Западного фронта: Страницы истории Отдельной Морской бригады Особого Назначения (1916-17 гг.)

Война на реках и озерах Белоруссии -  один из наименее известных эпизодов Великой войны 1914-18 гг. В последнее время много пишут о речной войне в период 1918-20 гг. и Великой Отечественной, однако о моряках, служивших на Западном фронте в Великую войну, вспоминают редко.

Война на реках и озерах Белоруссии - один из наименее известных эпизодов Великой войны 1914-18 гг. В последнее время много пишут о речной войне в период 1918-20 гг. и Великой Отечественной, однако о моряках, служивших на Западном фронте в Великую войну, вспоминают редко.

У истоков создания своеобразной «сухопутной» морской части, которая выполняла разнообразные задачи на фронте, был Отдельный Морской батальон (ОМБ) 2-го Балтийского флотского экипажа. Эта часть была сформирована в Петрограде и находилась под личным контролем императора. С 1 октября 1914 г. ОМБ находился в крепости Ивангород.

Несколько подробнее стоит рассказать о командире батальона – капитане 1-го ранга Георгии Николаевиче Мазурове. Он родился 18 мая 1867 г., закончил Морской кадетский корпус. В службу вступил в 1884 г., три года спустя, закончив Морское училище, получил чин мичмана. Совершил заграничные плавания на крейсере 1-го ранга «Рында», императорской яхте «Полярная звезда». Служил старшим офицером на крейсерах «Адмирал Нахимов», «Паллада» и «Память Азова», участвовал в Русско-японской войне и был ранен в Цусимском сражении. Во время мятежа на крейсере «Память Азова» был тяжело ранен. 25 марта 1912 г. получил чин капитана 1-го ранга. Великую войну встретил в должности командира отдельного батальона 2-го Балтийского флотского экипажа. Был награжден многими орденами империи.

01.jpg

Начальник ОМБОН флота генерал-майор Г.Н.Мазуров

К декабрю 1914 г. в состав батальона влилось также 611 пеших артиллеристов, предназначенных для обслуживания 65 орудий (они использовались и по наземным, и по воздушным целям), а также подрывная партия. Эту сильно разросшуюся часть нужно было как-то упорядочить, и 9 декабря комендант крепости генерал-майор А.В.фон Шварц попросил у М.В.Алексеева разрешения сформировать из моряков двухбатальонный полк с приданными ему командами (пулеметной, минной, катеров и пароходов), мастерской и нестроевой роты. 16 марта 1915 г. Ставка удовлетворила просьбу коменданта Ивангорода, и батальон стал Морским полком Особого Назначения (МПОН), а Георгий Николаевич Мазуров – его командиром. Двумя месяцами ранее он за отличие в боях был произведен в чин флота генерал-майора.

Любопытно использование в названии полка слов «Особого Назначения». Насколько нам известно, ранее подобное словосочетание в обозначении частей русской армии и флота не применялось. Приказ о формировании «Отрядов особого назначения» был издан штабом Походного Атамана великого князя Бориса Владимировича в конце октября 1915 г., а Тяжелая артиллерия Особого Назначения появилась в 1917-м. Таким образом, именно Морской полк Особого Назначения может считаться первой частью русского спецназа.

Одновременно генерал Шварц назначил Мазурова начальником Ивангородской флотилии. Но ее история оказалась недолгой. 9 июля 1915 г. два корабля флотилии были взорваны экипажами, а пять вывезены на железнодорожных платформах в тыл.

Они и «легли в основу» новой флотилии, которую начали формировать по предложению Г.Н.Мазурова на притоке Днепра – Припяти. С 12 апреля 1916 г. она обороняла реки Ясельда, Пина, Струмень, Стырь, а также их притоки в районе от железнодорожного моста у полустанка Заозерье до слияния Струмени с Простырью. Русские катера обследовали русла всех рек и протоков до непосредственного соприкосновения на них с противником и устранили все препятствия для плавания, вплоть до уничтожения немецких минных заграждений. Кроме того, моряки собрали и подготовили транспортные средства для перевозки войск и раненых.

12 мая 1916 г. по представлению М.В.Алексеева Г.Н.Мазуров получил высочайшую благодарность за организацию обороны Припяти, а уже 26 мая в Мозырь прибыли первые суда новой флотилии.

31 мая 1916 г. главнокомандующий Западным фронтом генерал от инфантерии А.Е.Эверт приказал развернуть Морской полк Особого Назначения в Отдельную Морскую бригаду Особого Назначения (ОМБОН) в составе управления бригады, Артиллерийского полка, Минного полка, Речной флотилии и механической мастерской. 11 сентября в должности начальника бригады был утвержден флота генерал-майор Мазуров.

Артиллерийский полк Особого Назначения состоял из шести рот, оснащенных 47-миллиметровыми орудиями, и одной роты 75-миллиметровых орудий. В полку числилось 52 офицера, 12 военных чиновников и 4327 нижних чинов. Командир полка – капитан 2-го ранга Борис Федорович Стааль, участник русско-японской войны, обладатель нескольких орденов.

Минный полк Особого Назначения состоял из двух морских рот, пяти минных рот, пулеметной команды и блиндированного поезда. Возглавил полк выдающийся флотский офицер, подполковник (с июля 1916 г. – полковник) Корпуса гидрографов Константин Владимирович Ломан. Во время русско-японской войны он был несколько раз ранен, взят в плен и отсидел 5 лет в японской тюрьме за побег. На протяжении двух лет в чине лейтенанта Ломан командовал знаменитым транспортом «Вайгач» и был заместителя начальника гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Был награжден орденами.

В Речную флотилию Особого Назначения вошли команда катеров и моторов. Командный и рядовой состав флотилии составили офицеры и нижние чины, прикомандированные из разных рот и переведенные с флота. Офицеров – 12, нижних чинов – 471. Речную флотилию возглавил капитан 1-го ранга С.Р.Де Ливрон, участник русско-японской войны. Был награжден несколькими орденами.

02.jpg

Начальник Речной флотилии ОМБОН С.Р.Де Ливрон

Всего штат бригады включал в себя 158 офицеров и классных чинов и 8654 нижних чина. Кроме того, имущество бригады состояло из 2923 лошадей, 254 орудий и пулеметов, 96 катеров, одного блиндированного поезда.

Штаб бригады и штабы обоих полков формировались под Оршей, в имении Бабиничи (сейчас деревня Бабиничи Оршанского района Витебской области). Штаб флотилии расположился южнее, в Мозыре. Расположение вполне логичное, так как в 1916-м близ Мозыря был создан затон порта Пхов (это и сейчас крупнейший в Беларуси речной порт). Ну, а штаб механической мастерской занесло аж в… подмосковный Серпухов. Таким образом, ОМБОН сразу заявила себя как самая необычная воинская часть России – мало того, что сухопутные моряки, так еще и разбросанные по разным городам и весям…

Офицеры ОМБОН носили обычную полевую форму Русской Императорской армии, но с морскими погонами и морской саблей образца 1874 г. Кроме того, на левом рукаве офицеры имели вышитую эмблему в виде якоря, которая сразу отличала морских спецназовцев от обычной пехоты.

Речная флотилия ОМБОН – в сущности, единственное флотское подразделение русского Военного ведомства, принимавшее участие в боях на территории Белоруссии. Кроме того, следует помнить, что на русском ТВД Великой войны 1914-18 гг. боевые катера вообще использовались мало: они воевали только во Взводе броневых катеров 5-й армии (Западная Двина, 1916-17 гг.) и Свеаборгском крепостном минном батальоне (Ирбенский пролив, 1915-17 гг.). Все остальные боевые действия катерников так или иначе связаны с Речной флотилией ОМБОН.

На 2 апреля 1916 г. флотилия находилась в оперативном подчинении 3-й армии. Что касается плавсредств, то Речная флотилия ОМБОН была оснащена 26 речными катерами различных типов. Они были разделены между несколькими отрядами, сильно разбросанными по местоположению. Основная база флотилии размещалась в Мозыре (12 катеров), 2 катера базировались в Припяти, 10 – в деревне Пара, 6 – в Теребине. Северный отряд катеров базировался на озере Мястро (точнее, в деревне Кочерги; оттуда катера имели возможность переходить на соседние озера Мядель и Нарочь). Северный отряд включал 16 катеров и аэроплан. Еще два отряда Речной флотилии ОМБОН размещались далеко от Белоруссии. Один воевал на Дунае (6-я и 7-я группы катеров в составе 9 катеров и 287 человек команды под началом старшего лейтенанта Чиколева), а второй (6 катеров, 15 человек команды, командир – мичман Семенов) нес службу на озере Урмия в Персии.

Самыми крупными кораблями флотилии были «Моряк», «Сандомирец» и «Балтиец», их экипажи составляли 5-6 человек, мощность двигателей – 48 л.с. Но основным вооружением флотилии стали американские катера изготовленные фирмой «Муллинз» из города Сэлем, штат Огайо. Они были доставлены из США через Владивосток в марте 1916 г. и находились в Петроградском порту в распоряжении Запасного моторно-понтонного батальона. Вообще в Россию прибыло 18 таких бронекатеров, из них 4 составили Взвод броневых катеров 5-й армии Северного фронта (база в Двинске, оперировали на Западной Двине), еще 2 были отправлены в Псков на ремонт, где в феврале 1918-го достались немцам, а затем вошли в состав ВМС Эстонии под названиями «Кыу» и «Мару». Ну, а 12 катеров отправили в Мозырь. Они прибыли в город с 26 мая по 11 июня, им были присвоены номера 2, 3, 4, 5, 6 ,7, 12, 13, 14, 15, 16, 17 и 18.

«Муллинзы» были небольшими остроскулыми бронированными кораблями водоизмещением 6,5 т. Двигатель мощностью 80-85 л.с. позволял им развивать скорость 9,4 узла. Экипаж – командир в звании унтер-офицера, два пулеметчика и два моториста, но в реальности катер обслуживали 7-8 человек. Условия были спартанские, на катере не было ни камбуза, ни гальюна, отсутствовала система отопления. Вооружение -1 пулемет системы Максим во вращающейся бронебашне. Некоторые бронекатера были оснащены 37-миллиметровой французской пушкой системы Гочкисса. Мощное вооружение, бронирование, низкий силуэт и быстроходность делали «Муллинзы» идеальным типом судна для охраны рек от мелких судов противника.

03.jpg

«Муллинз»

В конце октября 1916 г. два «Муллинза» по железной дороге отправились из Мозыря в Тирасполь и Николаев, а в середине ноября за ними последовало большинство других бронекатеров. Они воевали на Дунае (катер № 7 в ночь на 16 июля 1917 г. подорвался на немецкой мине в Карловском канале Дуная, погибло 23 находившихся на борту человека). На Припяти остались только один пушечный катер № 4 и пять пулеметных - №№ 2, 12, 13, 14 и 17. Катера №№ 4 и 14 отправили на озеро Нарочь, где они находились до 22 декабря 1916 г., а затем вернулись на зимовку в Мозырь.

Боевое крещение РФОН пришлось на ночь с 4 на 5 июня 1916 г. Сохранились документы, описывающие подвиги, совершенные моряками флотилии во время ночного набега на немецкие позиции на озере Мядель:

«Георгиевским крестом 4 степени № 575617 награждается рулевой боцманмаат Мефодий Иванов Кушнер - за то, что командуя пулеметной группой катеров при набеге на полуостров Дубовое в ночь с 4 на 5 июня 1916 г. и вполне заменяя офицера, получив приказание обстреливать пулеметным огнем часть полуострова Дубовое, лежащую ближе к берегу, с успехом выполнил данное ему поручение произвести замешательство среди противника. Причем выполнил свое поручение под сильным ружейным огнем.

Георгиевской медалью 3 степени № 22437 награждается комендор Михаил Михайлов Вахрушкин - за то, что состоя комендором у 37 мм пушки под сильным ружейным огнем противника спокойно выполнял свое дело, огнем пушки приведя в замешательство противника и, правильно корректируя стрельбу, дал несколько попаданий в землянки при набеге на полуостров Дубовое на озере Мядзиол».

04.jpg

Корабли флотилии каждую ночь с 17 июля по 4 августа 1916 г. обстреливали посты противника, плашкоуты с орудиями и всё, что лежало в пределах их досягаемости, обеспечивая и поддерживая фланги примыкавших к ней сухопутных частей фронта. Так, в ночь на 26 и 27 июля группа катеров лейтенанта Ольшевского на озере Нарочь обстреляла тыл и окопы противника в районе деревни Пасынки, причем было отмечено, что германцы погасили прожекторы и снова зажгли их только через 20 минут после обстрела.

В дальнейшем корабли РФОН вели активную боевую работу: обстреливали вражеские укрепления, несли дозорную службу в тех местах, где линия фронта шла по озеру или реке, и перебрасывали в тыл противника разведывательные партии.

20 февраля 1917 г. начальник Речной флотилии ОМБОН Сергей Рудольфович Де Ливрон получил перевод из Мозыря в Петроград, во 2-й Балтийский флотский экипаж. На его место был назначен Алексей Александрович Бек-Джевагиров, уроженец Николаева и дагестанец по национальности, участник русско-японской войны. На протяжении всей Первой мировой он командовал канонерской лодкой «Смерч» Амурской военной флотилии.

05.jpg

Интересные документы о деятельности ОМБОН лета 1917 г. ныне хранятся в фондах Эстонского национального архива. За возможность ознакомиться с ними выражаю благодарность эстонскому историку Пееду Саммалсоо из Таллина. Согласно этим документам, 23 июня 1917 г. флота генерал-майор Г.Н.Мазуров был назначен начальником всех речных флотилий Действующей армии с правами начальника дивизии. Отныне ему подчинялись не только РФОН, но и Сатакундская, Рижская Речная и Чудская Озерная флотилии. Начальник речных флотилий подчинялся начальнику Морского штаба Верховного Главнокомандующего, в боевом и оперативном отношении – местным боевым начальникам. Штаб по-прежнему размещался в Бабиничах под Оршей.

На конец 1916 г. во флотилии насчитывалось 120 офицеров и 477 нижних чинов (из них свыше 100 матросов-штрафников, списанных с линкора «Гангут»). К ноябрю 1917 г. количество последних увеличилось до 902 (302 матроса и 600 солдат). Кстати, в 1917 г. именно моряки Речной флотилии сыграли весьма активную роль в установлении советской власти в Мозыре. Среди них первый председатель Мозырского ревкома Баранов, матросы Седых, Воронин и Радыгин.

Большинство судов Речной флотилии на зиму 1917 г. были вытащены на берег Припяти в районе порта Пхов и оставлены под навесом. 1 марта 1918 г. все шесть были захвачены в Мозыре немцами и осенью 1918 г. использовались ими при патрулировании Припяти и Днепра выше Киева. При уходе немцев в начале декабря 1918 г. катера достались петлюровцам, однако из-за зимнего времени не использовались. В январе 1919 г. шесть «Муллинзов» были захвачены в Мозыре Красной Армией и после осмотра отремонтированы в Наровле. При этом бронекатера получили новую нумерацию, которая не раз менялась, так что установить, какой именно «Муллинз» под каким наименованием служил в РККФ, мы не можем. Вероятно, два катера в 1920 г. были захвачены поляками, так как в составе Красного Флота с этого года числились только четыре «Муллинза».

В июне 1931 г. они вошли в состав Днепровской военной флотилии, в июне 1940-го – Пинской военной флотилии. Великую Отечественную войну ветераны встретили под бортовыми номерами 202, 203, 204 и 205, присвоенными в 1939-м. Катер № 205 погиб 26 июля 1941 г. у Паричей в ходе ожесточенного боя. Его изувеченные останки были подняты летом 2007 г. с пятиметровой глубины членами шкловского военно-патриотического клуба «Поиск».

06.jpg

Оборона Киева

Катер № 204 погиб от артогня противника в конце августа 1941-го во время прорыва остатков Пинской военной флотилии в Киев, а катера №№ 202 и 203 участвовали в обороне Киева и были взорваны экипажами 18 сентября. Однако летом 1944 г. оба катера были подняты со дна Днепра, отремонтированы, вошли в состав 1-го гвардейского Пинского дивизиона бронекатеров и в октябре 1944-го участвовали в освобождении польских городов Сероцк и Зегже. В июле 45-го оба катера участвовали в параде во Франкфурте-на-Одере, а в октябре ветераны ОМБОН были разоружены и переклассифицированы в плавсредства.

К сожалению, судьбы большинства начальников Речной флотилии ОМБОН сложились трагично. Бывший командир Минного полка полковник (с февраля 1917-го – капитан 1-го ранга) Б.В.Ломан, будучи командиром 43-й батареи 12-дюймовых орудий на мысе Церель, геройски погиб 18 сентября 1917 г. при попытке потушить пожар в пороховом погребе.

Командир Артиллерийского полка капитан 2-го ранга Б.Ф.Стааль был расстрелян в Петрограде в 1923 или 1924 гг. Начальник ОМБОН флота генерал-майор Г.Н.Мазуров вместе с братом Николаем в августе 1918 г. был утоплен в числе заложников на барже в Финском заливе, в районе Кронштадта. Своеобразной иронией истории (хотя и грустной) можно считать тот факт, что Г.Н.Мазуров в 1916-17 гг. командовал соединением, которое сокращенно именовалось ОМБОН (Отдельная морская бригада особого назначения), а его младший сын Георгий Георгиевич (1909-81), знаменитый спортсмен, 11-кратный чемпион СССР по прыжкам в воду, в 1941-м защищал Москву в рядах ОМСБОН – Отдельной мотострелковой бригады особого назначения.

Что касается первого начальника Речной флотилии ОМБОН Сергея Рудольфовича Де Ливрона, то он после революции служил простым матросом, а с 1922-го работал в отделе технадзора Центрального управления морского транспорта РСФСР и в Регистре СССР. В 1929 г. получил диплом капитана дальнего плавания. Умер в Москве 7 октября 1942 г. и был погребен на Калитниковском кладбище. Второй начальник флотилии капитан 1-го ранга Алексей Александрович Бек-Джавагиров в Гражданской войне участвовал в должности командира миноносца 1-й Сибирской флотилии. Весной 1920 г. был эвакуирован из Одессы, но затем вернулся в Крым в Русскую армию Врангеля и был эвакуирован вторично в Турцию. Умер в Париже в 1934 г. Ныне имя офицера носит мыс в Японском море.

К сожалению, сейчас деятельность Отдельной Морской бригады Особого Назначения почти забыта. А ведь именно она была первой частью специального назначения, целиком сформированной и действовавшей на территории Белоруссии.

Вячеслав Бондаренко, историк, писатель, журналист (Беларусь)

Фото из архива автора